Детские книги и значение рисунков в них для детей разных возрастов
Волшебный мир детского рисунка

Волшебный мир детского рисунка

Финляндия – страна небольшая, в ней живут около 5,5 млн. человек, однако детских книг в ней ежегодно продается свыше 9 млн. – то есть, в среднем, почти по 2 экземпляра на каждого жителя. Каждый год в стране издается около 200 новых отечественных книг для детей, из них примерно 30 – книжки-картинки.

Для маленького читателя картинки – самое главное. Именно с них начинается первое знакомство с книгой. Финские иллюстраторы и издатели хорошо понимают это, вот почему книжка-картинка по-фински – это очень серьезно. Процесс трудоемкий и неприбыльный, но приносящий, по словам известного художника Маркуса Маялуомы, необыкновенное удовлетворение.

Маркуса Маялуомы

Первые иллюстрированные книги для детей появились в Финляндии в середине XIX века. А первым финским иллюстратором исследователи называют Эмилию Топелиус – жену известного сказочника Цакариуса Топелиуса. Печатная техника не позволяла тогда делать цветные иллюстрации, и Эмилия вручную раскрасила акварелью все пятьсот (!) книжек первого тиража.

Как отмечает финский иллюстратор Мика Лаунис, только появление офсетной печати позволило в полной мере говорить о возможностях точной передачи цвета. Однако даже в конце 1950-х годов такой способ воспроизведения изображения был еще очень дорогостоящим и в детской книге практически не применялся. «Именно поэтому нет смысла говорить об оригинальных иллюстрациях Туве Янссон к ее первой книжке-картинке про муми-троллей. Туве рисовала черной тушью на кальке все части будущего разворота: черные деревья, фиолетовое небо, платье Мюмлы и красные розы – все на отдельных бумажках, а рядом писала, в какой цвет та или иная часть рисунка должна быть окрашена».

Туве подходила к процессу создания книжки-картинки необычайно ответственно. Она тщательно выстраивала каждый разворот, внимательно подбирала цвета, продумывала, как лучше расположить изображения героев на странице. Именно поэтому практически каждая иллюстрация имеет несколько эскизов. Для Туве было важно все – от обложки и размера шрифта до поворота головы каждого из персонажей.

Всего Туве Янссон нарисовала три книжки-картинки про муми-троллей, из них только вторая («Кто утешит малютку?», 1960 г.) появилась в виде записанного текста. Первая же («А что было потом?», 1952 г.) и третья («Опасное путешествие», 1977 г.) с самого начала выстраивались на основе иллюстраций: изображение в них первично, а текст дополняет рисунки, связывая их в единое повествование.

Туве Янссон

Из всех видов детской литературы, пожалуй, именно книжка-картинка наилучшим образом отражает то время, в которое она была создана. Она впитывает в себя основные художественные направления и тенденции, но при этом остается индивидуальной и неповторимой. Яркость цвета и чистота линий являются отличительными чертами моды и дизайна 1960–1970-х годов. Такие же четкие формы и художественное видение проникли и в оформление детских книг, считает исследовательница Сиско Юлимартимо: «Яркие и красочные книжки-картинки были ответным ударом довоенному господству слабых тонов и линий. Чувство цвета было полнокровным и кружащим голову, изображения – графичными и резкими, как в рекламе».

Одним из новаторов жанра книжки-картинки в середине 1960-х годов стал иллюстратор Ойли Таннинен. Придуманные им сказочные истории про фею Нунну (1965 г.) трогательны и наивны. А коллажи из кусочков рваной и резаной цветной бумаги с элементами простейшей графики только усиливают созданный эффект. Волшебство рождается из самых обыкновенных вещей, это происходит как внутри самой сказки, так и в ее иллюстрациях.

В 1970-е годы особое внимание стали уделять социальным и экологическим проблемам, и не только на взрослом уровне. Сестры Леена и Инари Крун были одними из первых, кто открыто заговорил на страницах детской книги о проблемах экологии и урбанизации. Яркое многоцветие их «Зеленой революции» взбудоражило критиков. Главные герои – дети и животные – пытаются отвоевать у темных однообразных чиновников право на сохранение единственного зеленого места в городе – центрального городского парка. Использование коллажа в изображении города подчеркивает масштабы и глобальность проблемы, поднятой на страницах произведения.

книжки-картинки в середине 1960-х

Восьмидесятые годы с Финляндии называют золотым десятилетием детской книжной иллюстрации. Это время ознаменовано появлением целого ряда молодых талантливых авторов и иллюстраторов, среди которых Ханну Тайна, Пекка Вуори, Мика Лаунис, Каарина Кайла, Леена Лумме, Кристийна Лоухи. Развитие полиграфии, репротехники и цветоделения, а также появление на издательском рынке высококачественной бумаги позволили иллюстраторам использовать в работе изящную живописную технику. Самым распространенным видом стали акварельные иллюстрации. Пронзительная сказка Райи Сиеккинен и художника Ханну Тайны «Господин Король» (1986 г.), выполненная прозрачной акварелью, получила Гран-при на Биеннале книжной иллюстрации в Братиславе.

Последние годы детские писатели и иллюстраторы Финляндии все чаще затрагивают в своих произведениях самые острые и насущные социальные проблемы. Даже с маленьким читателем они на равных  ведут разговор об одиночестве и печали, о непохожести друг на друга, о ссорах с родителями (например, в книжке-картинке Лийсы Каллио «Летающий дом» (2003 г.), произведении Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен «Веста Линнея»). Главными героями произведений становятся обычные мальчишки и девчонки с их каждодневными заботами и проблемами, радостями и печалями. Художник помогает по-новому взглянуть на действительность, увидеть то, что раньше казалось незаметным, наполнить привычную жизнь красками. Новые технические возможности позволяют современным художникам использовать практически все известные материалы и живописные техники, а также более свободно интерпретировать авторский текст.

детские книжки из Финляндии

К сожалению, для русского читателя финская детская литература – явление практически незнакомое. Только в последнее время благодаря поддержке Информационного центра финской литературы FILI на книжном рынке России появились новые детские книжки из Финляндии. Среди них – повести Ханну Мякеля «Лошадь, которая потеряла очки» и «Бесстрашный Пекка», изданные в 2001 году, веселая, полная приключений сказка Юкки Парккинен «Ворон Питкянен» (2004 г.). Настоящим событием стало появление «Великолепного господина Весельчака» Малин Кивеля и Линды Бондестам с фантастическими рисунками, нелинейной структурой и полными тайн историями.

А финские иллюстраторы продолжают искать новые подходы, пробуют неизвестные материалы и техники. Ведь сказка может прятаться где угодно…