Человек эпохи NOKIA

Человек эпохи NOKIA

Мобильная телефонная связь, наряду с компьютерами и Интернетом, стала одним из символов конца ХХ столетия. А символом индустрии «трубок» оказалась финская компания Nokia. Что же касается символа самой Nokia, то это, бесспорно, ее лидер — Йорма Оллила, человек, сумевший буквально за несколько лет превратить никому не известную фирму, находящуюся чуть ли не за полярным кругом, в обладателя лучшего бренда Европы.

ОллилаСказать о г-не Оллила, что он талантливый финансист, маркетолог, руководитель, инженер, философ — не сказать ничего. Это человек с неисчерпаемым потенциалом жизненной энергии, гений управления и финансов.

Йорма Оллила родился 15 августа 1950 г. в небольшом финском городке Сейнайоки, который славился в округе всевозможными неформальными соревнованиями, например, по швырянию сапог или по прихлопыванию комаров на голом теле.

Йорма ОллилаМаленьким мальчиком Йорма любил возиться с техникой, иногда изобретая что-то свое – портативный фоанрик или самонагревающуюся грелку. Уже тогда Йорма проявил и незаурядные аналитические способности: его интересовали бухгалтерия и прочие финансовые стороны семейного предприятия. Он с отличием оканчивает Технологический университет в Хельсинки и мечтает о карьере банкира.

Его приглашают в один из ведущих банков Лондона — Citibank, в отдел управления счетами. Казалось бы, все решено: мир финансов ждал Йорму с распростертыми объятиями. Однако у судьбы на этот счет были свои соображения. Встреча с Кари Каирамо, харизматичным руководителем компании Nokia, предопредилила ход событий истории.

В конце 1980-х гг. главными продуктами Nokia были кабели, резина, оборудование для электростанций и бумага. Учитывая, что японская промышленность уже вовсю производила электронные чудеса, – набор не слишком впечатляющий. Йорма Оллила появился в компании Nokia в 1985.

ОллилаОн не был отцом-основателем. Оллила пришел «на готовое». Но судьба распорядилась так, что ему пришлось стать реформатором. Анекдоты про «горячих финских парней» иронизируют над некоторой северной заторможенностью. Однако в случае с Nokia гипотеза о финской заторможенности совершенно не подтверждается. Оллила очень быстро сумел разглядеть принципиально новое направление деятельности.

К 1992 году ситуация в Nokia была настолько плачевной, что начала вызывать значительное недовольство у Совета директоров, который, недолго думая, назначил Йорму Оллилу на должность главного управляющего директора . Тогда никто не знал, что делать с бизнесом мобильных телефонов в условиях кризиса, — то ли развивать, то ли, наоборот, продавать. Оллила должен был в этом разобраться всего за шесть месяцев.

Он верил в неограниченное будущее беспроводной связи и убедил начальство, что продавать телефонный бизнес ни в коем случае нельзя. С одного корпоративного сеанса «мозгового штурма» Йорма вышел с клочком бумаги, на котором было наспех набросано «глобальный продукт, ориентированный на отрасль телекоммуникаций» и «дополнительная стоимость».

Фразы были не слишком хорошо сформулированы, но именно они наилучшим образом описывают всю дальнейшую стратегию компании.

Йорма ОллилаЙорма Оллила принял решение участвовать в разработке единого цифрового стандарта мобильной связи GSM, и после явного успеха этого проекта компания полностью взяла курс на специализацию в сфере высоких технологий (и конкретно в сфере мобильной связи, а также телекоммуникаций). Все остальные виды бизнеса оказались постепенно ликвидированы. Началось создание новой команды. Ставка была сделана на молодежь.

В группе, работающей над развитием телекоммуникационного бизнеса, 40-летний Оллила оказался самым старшим. Остальным реформаторам было немногим за 30.команда Nokia оказалась поистине интернациональной. Оллила активно стал привлекать иностранцев на многие ключевые посты. Во-вторых, важнейшее внимание стало уделяться самостоятельности творчества. Каждый сотрудник имел право на личный поиск.

Еще одна широко разрекламированная характерная черта Йормы Оллилы – он почти никого не увольнял. В 1995 году, после того, как курс акций компании упал почти на 50%, Оллила отказался от советов «снести голову» некоторым топ-менеджерам. Вместо этого он потребовал от провинившихся новых идей. Мотивация подобного подхода? Каждый учится на своих ошибках.

И уже с 1996 г. начался феноменальный рост. Продажи к 1999 г. выросли в три раза, прибыли — почти в пять. А курс акций увеличился даже в 25 раз. Капитал со всего мира хлынул в маленькую Финляндию, поскольку Nokia сумела доказать свою эффективность.

Йорма ОллилаОллила стал одним из самых знаменитых финнов, но его слава принципиально отличается от славы Билла Гейтса. У него нет роскошного дворца, оборудованного по последнему слову техники. Оллила скромно живет в пригороде Хельсинки. А на даче у него «удобства снаружи» — собственноручно сработанный туалет. Оллила не слишком богат и не слишком ярок.

Он прекрасный семьянин, любящий муж и отец. В свои годы Оллила ведет чрезвычайно активный образ жизни: усиленно занимается спортом — три раза в неделю проводит в спортзале, соблюдает диету и выглядит очень молодо. Обожает играть в теннис и париться в финской бане, а после сидеть на террасе своей летней резиденции, потягивать старый добрый ирландский эль и читать, как вы думаете, что? — ну, конечно, же — детективы!

Йорма Оллила обыкновенный человек и ничто человеческое ему не чуждо. Единственное, что отличает его от других — это необыкновенные способности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Терве - Путешествие по Финляндии