Кинорежиссер Аки Каурисмяки: история его жизни в Финляндии
Аки Каурисмяки

Аки Каурисмяки

Кинорежиссер Аки Каурисмяки – один из тех зарубежных художников, чьи произведения российские ценители почему-то считают более русскими, чем творения российских же режиссеров и музыкантов.

Кинорежиссер Аки Каурисмяки Прежде чем стать режиссером, Каурисмяки перепробовал множество профессий, начиная от почтальона и посудомойщика и заканчивая кинокритиком. Недолго учился в киношколе, откуда его очень быстро выгнали. Поступил в университет Тампере на факультет журналистики, однако был гораздо активнее на ниве любительской киносъемки. Но в итоге Аки выбрал правильный путь, и вместе с братом они с начала 1980-х годов ответственны за пятую часть всех картин, снятых за эти тридцать лет в Финляндии.

Самый известный современный финский режиссер родился 4 апреля 1957 года в городе Orimattila. Предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии, его родители встретились в Выборге. Фамилия режиссера с финского переводится как «холм оленя». Аки начал свою кинематографическую карьеру как ассистент режиссера Мика Каурисмяки – старшего брата. Дебютом Аки в режиссуре стала модернизированная версия «Преступления и наказания». Экранизировав роман Достоевского, Каурисмяки признался, что это очень трудно, тем не менее фильм считается одним из лучших в истории финского кино. Всемирно известным же Каурисмяки стал после выхода на экраны фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку». Сегодня он удостоен множества призов и самых престижных кинематографических наград.

Кинорежиссер Аки Каурисмяки На Берлинском кинофестивале картина «Юха» (1999) получила специальный приз; фильм «Жизнь богемы» (1992) получил приз ФИПРЕССИ; картина «Девушка со спичечной фабрики» (1990) удостоилась специального приза и приза OCIC. На кинофестивале в Гамбурге в 2002 году Каурисмяки получил специальный приз имени Дугласа Сирка за вклад в кинематограф.

Человек без прошлогоВ 2002 году фильм режиссера «Человек без прошлого» был выдвинут на «Оскар», но Каурисмяки бойкотировал церемонию, заявив, что ему не нравится участвовать в вечеринке нации, которая находится в состоянии войны. «Человек без прошлого» получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году. Получая приз в Каннах, Каурисмяки сначала поблагодарил себя, потом жюри, после чего ушел со сцены.

«Мне пришлось несколько раз пойти на компромисс, и я это ненавижу. Человек, отдавший свою картину оскаровскому комитету, – предатель. И меня недостаточно оправдывает тот факт, что во время вручения “Оскара” я ловил в Финляндии рыбу», – сказал он в одном интервью.

В 2006 году фильм Каурисмяки «Огни городской окраины» также был выдвинут на «Оскар», но режиссер вновь не приехал на церемонию в знак протеста против международной политики, проводимой США. Фильм был показан в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2006 года.

Аки КаурисмякиАки Каурисмяки можно назвать классиком финского кино, который соединил в своем творчестве Запад и Восток. Персонажи его фильмов очень мало говорят, но если говорят, то на весьма литературном финском языке, что редкость не только для современного кино, но и вообще для современных людей. Его персонажи – люди с комплексами, молчаливые, со странными привычками и нелогичными смешными поступками, живущие в бедности, перебивающиеся с хлеба на квас. По мере развития сюжета режиссер помещает их в ситуации, в которых они начинают проявлять лучшие человеческие качества, преодолевая жизненные препятствия и пытаясь ликвидировать последствия ударов судьбы. И в конце фильма мы воспринимаем наших героев преобразившимися, уверенными в себе, ставшими красивыми «изнутри и снаружи», людьми «на своем месте». Его фильмы радуют тонким изящным юмором и представляет собой либо эксцентрические пародии, либо сентиментальные истории об изгоях, выполненные в самых разных жанрах, от роад-муви и film noir вплоть до рок-мюзиклов и мелодрам.

Самый знаменитый финский режиссер славится своими эксцентричными высказываниями и поступками. Однажды в интервью режиссер заявил, что половину своих фильмов он снял под воздействием алкоголя, а половину – абсолютно трезвым, и никто не может различить, где какие фильмы. Хорошо известна история, как однажды Аки обратился в Кинофонд Финляндии за субсидией и прислал сценарий, но без последних 25 страниц. В сопроводительной записке режиссер объяснил, что часть текста съела его собака. Вскоре пришел чек на половину обещанной суммы: финский Кинофонд с прискорбием сообщал, что остаток денег был употреблен, в свою очередь, их собакой. Аки Каурисмяки гордится, что умеет произносить по-русски только одну, но сложную фразу: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой».

Аки КаурисмякиАки постоянно сотрудничает с телевидением, а также является одним из основателей фестиваля Midnight Sun (Ювяскюля) – единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом. Сейчас живет в Португалии.

«Всегда кажется, что прекрасное – это где-то о-о-о-чень далеко. У Терри Гилльяма, Мела Брукса, русских писателей Ильфа и Петрова прекрасное – это Бразилия. У меня была Португалия – самая отдаленная от Финляндии европейская страна. Так легко себе представить, что именно там тебя ждет счастье. Но, конечно, все мы знаем: нет ничего в этом далеке».

На вопрос журналистов о творческих планах отвечает: «Предел моих нынешних амбиций – это найти в лесу прекрасный белый гриб». Несмотря на свой скепсис и даже цинизм, в чем его иногда упрекают, он действительно романтик. Последний романтик, потому что романтиков уже очень мало в кинематографе. И сам тип кинематографа Аки Каурисмяки сегодня выглядит уже ностальгическим, как будто бы относящимся к прошлому, даже если он говорит о сегодняшнем дне.Лучшая мечта, как известно – осуществившаяся. А машина? Как говорят финны, которым не свойственна зависть, «лучшая машина — это моя машина».