Финский дизайн в мире

дизайн

В XX веке Финляндия добилась довольно высоких результатов в области производства. После Второй мировой войны в стране самостоятельно проектировалась и строилась любая техника – от автомобилей до ледоколов и самолетов. Все выполнялось своими силами, в том числе и проработка внешнего облика объектов. В Финляндии расцветал промышленный дизайн.

Однако уже в 1960-е годы ситуация начала меняться. По мере роста благосостояния общества ухудшалось положение технологической сферы. Например, поезда стали покупать в Италии, что привело к упадку собственного производства.

дизайн

Вступление Финляндии в 1995 году в Европейский союз окончательно сломало традицию самостоятельности: теперь заказы на дизайнерское решение того или иного объекта стали размещаться как свободные тендеры.

Финские дизайнеры оказались в непростых условиях жесткой конкуренции с коллегами остальной Европы. Это серьезное испытание для небольшого, скромного народа.

У финских дизайнеров традиционно ценится анонимность: изделия обычно выпускаются под именем компании, а не отдельного человека. Однако финский дизайн старается приспособиться к новым правилам игры, и получается, надо сказать, довольно неплохо.

Корабли – хоккейные арены

Один из главных симптомов глобализации – создавать производство там, где находится основной рынок сбыта. Сегодня часть техники все еще производится в Финляндии, но само производство зачастую принадлежит международным компаниям.

Раньше в Финляндии было очень много верфей. Сейчас, фактически, остались две крупные верфи и несколько маленьких. При этом самая крупная верфь принадлежит корейской компании STX. Однако дизайнерское подразделение этой компании целиком укомплектовано финнами.

Кроме того, многие субподрядные компании являются финскими. Они разрабатывают внешний вид огромных кораблей, создают внутреннюю отделку – и это очень важно. Раньше, в XX веке, наиболее важным было техническое воплощение мысли.

современный дизайн

Сегодня технологии значительно продвинулись вперед: мы можем то, что и не снилось 40–50 лет назад. Важна уже не техника, а то, как она выглядит, ее дизайн. Важно, чтобы вещь вызывала нужные эмоции – будь то обертка шоколадки или круизный лайнер.

Современный дизайн – это, в первую очередь, воплощение человеческих впечатлений, стремление поделиться своим внутренним состоянием.

Финские университеты, отвечая на запрос времени, целенаправленно готовят специалистов в сфере промышленного, кораблестроительного дизайна. У учащихся развивают различные компетенции и учат вместе работать над реальными задачами.

Если три студента, учащиеся на политехническом, торгово-коммерческом и дизайнерском отделениях одного университета, вместе пишут дипломный проект о создании хоккейной арены и парка развлечений на борту морского лайнера, это не исключение, а, скорее,правило. И этот проект будет реализован, а не просто останется словами на бумаге.

Хочешь что-то сделать хорошо – сделай это сам?

У международного сотрудничества есть несомненные плюсы, но есть и недостатки. Иногда бывает важно иметь достаточно собственных ресурсов для решения своих задач.

Казалось бы, кто знает погодные условия Финляндии лучше самих финнов? Однако 20 лет назад трамваи для Хельсинки были закуплены в Канаде – финским был только дизайн, техническую сторону проекта полностью взяла на себя заокеанская компания.

Дизайн трамвайных путей

Власти, видимо, понадеялись, что Канада тоже довольно северная страна. Однако результат оказался плачевным: у трамваев все время выходили из строя колеса, их приходилось довольно часто менять.

Сейчас ситуация изменилась: по Хельсинки вот уже почти год ходят новые трамваи. Это полностью финский проект, специально созданный для суровых зим Суоми. Трамваи прошли бесчеловечные испытания низкими температурами и выдержали.

Создатели полагают, что их детище является неплохим экспортным продуктом: ведь если трамваи ездят в экстремальных условиях Финляндии, они годны для использования в любой точке земного шара.

Примечательно, что дизайн разрабатывала маленькая и мало кому известная компания «Идикс», базирующаяся в Турку, а не крупный дизайнерский холдинг.

Увядающие производственные мощности

Несмотря на былые успехи тяжелой промышленности, не до конца добитой даже сегодня, для Финляндии основными отраслями традиционно являются лесная и бумагоделательная промышленность. Однако в последнее время в этих сегментах происходят различные изменения из-за снижения спроса на бумагу в связи с все большим распространением электронных носителей. Поэтому подключение дизайнеров с ворохом свежих мыслей является очень важным.

Сейчас команды молодых специалистов со свежими головами размышляют, как сделать такую традиционную и привычную вещь, как бумага, привлекательной по-новому.

Тем не менее практически каждый месяц в Финляндии закрывается один целлюлозный комбинат. Производство переносится в регионы, где много потребителей, уходя из «медвежьих углов». При этом часто страдают градообразующие предприятия в небольших населенных пунктах.

Бумажный комбинат

Однако есть и примеры возрождения. В городе Хамина был закрыт крупный бумажный комбинат, около года здание пустовало. А потом в заводские цеха въехал новый жилец – компания Google решила разместить здесь свои серверы. Благодаря этому неожиданному решению комбинат получил вторую жизнь. Но, к сожалению, история Хамины скорее приятное исключение, чем правило.

В современном глобализированном мире дизайнер так же важен, как инженер-конструктор или технолог производства. Финляндию, как и другие Скандинавские страны, отличает понимание этого: студентам предоставляется отличная практика, молодым талантливым специалистам – государственные гранты для развития. Возможно, именно поэтому финские дизайнеры вполне конкурентоспособны и довольно успешны в рамках европейского пространства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Терве - Путешествие по Финляндии