Организацией детского досуга занимается несколько независимых друг от друга учреждений. Это и местная коммуна, и школа, и церковь, и сами родители, которые с удовольствием организовываются в разного рода кружки для своей ребятни. Кроме всего этого существуют и музыкальные, художественные, спортивные школы.
В каждом без исключения доме есть хорошо оснащенная детская площадка: там и горки, и песочница, и качели, и в обязательном порядке маленький домик для маленьких домохозяек с непременной кухней.
Кроме детских площадок во дворах (дворы в городах с более-менее интенсивным движением зачастую закрытые, и попасть в них можно только через подъезд дома), есть еще и детские площадки общего пользования. Эти площадки также имеют качели, песочницы, горки и много чего еще, но в более масштабном исполнении.
На них собираются мамы и папы (здесь папы с колясками и играющими детьми – вполне обыденное зрелище), детишки знакомятся друг с другом, играют, дерутся и иногда даже плачут, иными словами, проводят свой досуг.
Площадки площадками, но не всегда подобного общения достаточно, особенно долгой зимой, когда площадки просто заметает снегом, и откапать ее до весны не представляется возможным. Для таких случаев для дошкольников создаются клубы при местной церкви.
Но данный факт не означает автоматически, что вхожи туда только члены этой церкви или религия является главным объектом изучения в этих клубах. Дети просто рисуют, играют, поют, читают, мастерят и рукодельничают в этих клубах. Конечно, присутствует там и религия, но очень ненавязчиво.
В большей степени подобные клубы создают для того, чтоб дети могли общаться между собой, а не в качестве воскресной школы. Иногда в такие клубы приезжает какой-нибудь самодеятельный театр, например, из местной музыкальной или танцевальной школы и бесплатно показывает свое представление. Иногда проводятся пикники или просто выходы на природу. Конечно, детишки еще слишком маленькие для более сложных мероприятий, но 3-4-летним малышам вполне достаточно таких милых мелочей.
Это уже дети постарше требуют больше фантазии и простора, но и с этим тут все в порядке. Уже при школе организуется ряд кружков-факультативов, которые ведут, обычно, преподаватели этой же школы. Чаще всего это фотокружок, спортивная секция, кулинарный клуб или что-либо подобное – что-то простенькое, но пользующееся спросом у ребятни. В нашей шведской школе есть кружок финского языка – не знаю, есть ли что-то подобное в финских школах.
Сказать, что детвора на данных занятиях просто учит правила, грамматику и синтаксис нельзя. Это не совсем урок финского языка. Дети лепят из глины, мастерят поделки, открытки, рождественские венки, пасхальные украшения, шьют, вяжут. В общем, занимаются тем, что им интересно, но сами занятия проводятся на финском языке.
Кстати о спорте. Занимаются спортом практически все: и стар и млад. В каждом селении, обозначенном на карте, есть стадион или хотя бы дорожка для пеших, велосипедных и прочих прогулок. И, естественно, люди занимаются. И еще более естественно, они к своим занятиям приобщают и детей. В бассейнах обязателен маленький водоем глубиной сантиметров 20 с температурой около 30 градусов.
Кстати, в тех же бассейнах также есть специальное кресло возле душа, чем-то напоминающее автолюльку, для мам с грудными младенцами – ведь маме надо будет принять душ. В бассейнах можно воспользоваться мячами, кольцами и прочими приспособлениями для игр, спортивных занятий. Не менее доступен спорт и на суше. Стадион обслуживает специальный человек, который летом стрижет и размечает поле для футбола, осенью убирает листья, а зимой прокладывает лыжню и чистит хоккейную площадку.
На стадионах также есть хранилище для инвентаря (рулетки, барьеры, приспособления для низкого старта, копья-молоты-диски и пр.), и любой желающий может им бесплатно воспользоваться. Кроме того, организовываются и специальные спортивные секции разного уровня подготовки – ведь не все дети прирожденные бегуны или дискоболы, а к спорту стремятся приобщить своих детишек почти все мамы.