Замки и дворцы Финляндии, крепость, дворец, средневековье, современность
Замки и дворцы Финляндии

Замки и дворцы Финляндии

Олавинлинна

Замок Олавинлинна (он же замок Олафсборг или замок Святого Олафа) — самая северная средневековая крепость на живописном острове рядом с городом Савонлинна.
Замок Олавинлинна
Замок Олавинлинна стал настоящим камнем преткновения в разделе территорий между Россией и Швецией, в состав которой в XV веке входила Финляндия. Когда шведы решили построить каменную крепость для контроля важного водного пути на восточной границе, русские сделали все, чтобы помешать возведению крепости на землях, которые они считали своими. Тем не менее, в 1475 году датский рыцарь и регент Швеции Эрик Аксельссон Тотт основал величественный замок, который он назвал Олафсборг в честь покровителя всех рыцарей святого Олафа.

С замком Олавинлинна связано немало мифов и легенд. Самая известная – о финской девушке Игнель, полюбившей русского офицера. Восьмой месяц крепость находилась в осаде русских войск. Защитники изнемогали от голода и лишений. Но это не помешало вспыхнуть искренней любви дочери коменданта к одному из оккупантов. Она встречалась тайно с возлюбленным по ночам, договорившись с охранником, который выпускал ее из крепости. Но однажды его не оказалось на месте, и нетерпеливая девушка осмелилась сама открыть ворота. На шум сбежалась стража и доложила коменданту, что Ингнель хотела сдать крепость русским. Отец не поверил признанию дочери о тайных свиданиях и в гневе велел замуровать ее в стенах замка. Со временем на этом месте выросла красивая рябина, белое цветение которой стало символом ее невинности, а красные ягоды — крови девственницы.

Неприступная крепость на скалистом острове Саймы – крупнейшего озера Финляндии, сильное течение которого не дает замерзать воде даже зимой — была надежной защитой восточной границы вплоть до XVII века, когда вспыхнула Великая Северная война. В 1714 году, после длительной осады, крепость была захвачена русскими солдатами. Но в 1721 году, в связи с  подписанием мирного договора, границу снова перенесли, и шведы получили замок обратно.
Замок Олавинлинна
Олавинлинна потерял свое военное значение в 1809 году, когда Финляндия стала автономной частью России. В 1917 году Финляндия была признана независимым государством. Сегодня замок полностью восстановлен и открыт для туристов. Олавинлинна стал популярным местом проведения свадеб, концертов и театральных представлений.

Первоначально средневековая крепость состояла из трех башен, соединенных высокими стенами. Позже были добавлены еще две башни и жилые помещения. Экскурсия по замку включает посещение Рыцарского зала со статуей св. Олафа, комнат знати, башни и тюремные камеры в подземелье.

За пределами крепостных стен находятся два небольших музея, представляющих артефакты, найденные в замке или связанные с историей Олавинлинна и отношений Финляндии и России.

Собор турку

Кафедральный собор Турку называют родителем лютеранской церкви Финляндии и главной национальной святыней страны. Он также считается одним из важнейших памятников финской архитектуры. Однако, это не музей: в нем и сегодня проводятся богослужения, а также различные музыкальные мероприятия.

В XIII веке город Турку стал наиболее важным торговым центром в Финляндии. К концу века был возведен каменный храм на месте старой деревянной церкви. Его освятили как кафедральный собор Пресвятой Девы Марии и Св. Генриха (в честь первого епископа Финляндии) в 1300 году.
собор Турку
Первоначальное здание было меньше современного, расширения вносились на протяжении всего средневековья. Основное дополнение — башня собора – была добавлена после Великого пожара в Турку в 1827 году, когда сгорела большая часть города. Нынешняя высота башни достигает 85,53 м от уровня главного входа до верхней части креста. На башне установлены часы диаметром 4,2 м, длина стрелок – 2,4 м, высота цифр – 80 см.

В течение веков собор пострадал от многих невзгод. В Турку находился первый орган в Финляндии (предположительно в конце XIV века). К сожалению, он был уничтожен огнем и в 1980 году установили новый большой орган. Когда-то богатые коллекции собора были разграблены во время войны. Некоторые из сохранившихся предметов, в настоящее время размещены на выставке в музее.

Сегодня кафедральный собор Турку восстановлен в своей средневековой форме, за исключением нескольких фрагментов, которые уцелели после Великого пожара в оригинальном виде.

Запрестольный образ, изображающий Преображения Христа, написан в 1836 году Фредериком Вестин. Алтарь и кафедра в переходе спроектированы архитектором Энгелем в 1830-х годах. Витражи часовни датируются 1870 годом.

Стены и потолки украшены фресками в стиле романтизма придворным художником Экманом, которого называют отцом живописи в Финляндии. На фресках изображены события из жизни Иисуса и ключевые события истории финской церкви: Крещение первого епископа Финляндии  Генри и представление королю Густаву Васа первого финского перевода Нового Завета. Автору перевода — реформатору Микаэлю Агриколе — установлен памятник перед собором.
собор Турку
В соборе также находятся могилы и памятники многих влиятельных личностей финской истории: епископов,  военачальников. Самая известная могила — саркофаг королевы Карин Монсдоттер, жены короля Эрика XIV, которая была похоронена здесь в 1613 году.

Крепость хяме

Хяме за свои семь веков истории пережил и славу, и распад. Как и многие замки Финляндии, от деревянного форта он превратился в каменную крепость, затем служил дворцом для знати, зернохранилищем, тюрьмой и, наконец, памятником культуры. В наши дни крепость Хяме восстановлена в своей старой конструкции, чтобы посетители могли увидеть обстановку времен Средневековья.

Чтобы обеспечить приобретенные территории в Финляндии, шведы построили крепость Хяме в середине XIII века. Первоначальное укрепление в форме квадратного форта с деревянными зданиями внутри заменил замок из кирпича в XIV веке. Было построено трехэтажное здание с площадью во внутреннем дворе и добавлены две угловые башни.

С развитием огнестрельного оружия, укрепления были модернизированы, чтобы противостоять артиллерии. Так, в XVI веке появились две большие круглые башни с пушками. Пушки были также установлены на первых двух этажах с бойницами, расположенными через равные промежутки вдоль стены. Но, не смотря на улучшение обороноспособности, древняя крепость начала приходить в упадок, а в 1599 году была разрушена южная башня из-за взрыва на пороховом складе. В результате  ремонтных работ была добавлена лютеранская часовня.

Густав II Адольф и его жена, королева Мария Элеонора, посетили Хяме в 1626 году. Зал короля и палаты королевы были названы в честь этого события. Генерал-губернатор Финляндии Пер Браге посетил замок в 1639 году и основал у стен крепости город Хямеенлинна.
крепость Хяме
Когда крепость Хяме окончательно потеряла свое военное значение, она была преобразована сначала в зернохранилище, а затем в тюрьму, которая находилась там вплоть до 1953 года. После реставрации Хяме была открыта для общественности как исторический музей.

На территории крепости сейчас расположены два музея: тюремный и истории города Хямеенлинна. К северу от замка расположен еще один – музей артиллерии с обширной  коллекцией оружия разных времен.

 Дворец конгрессов «финляндия»

Дворец конгрессов «Финляндия», построенный знаменитым финским архитектором Алваром Аалто, стоит на одной из самых оживленных и застроенных магистралей Хельсинки.

Он находится в непосредственном напряженном архитектурном контакте не только с окружающей жилой застройкой, но и с окружающей средой, а именно – непосредственно заливом Тееленлахти и прилегающим парком. Волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, и ставшие уже визитной карточкой Аалто, создает изящный рисунок профиля дворца Финляндия, органически связывая его с заливом.

Основная черта экстерьера этого значительного по своей градообразующей функции здания строится на большой горизонтальной массе и вырастающей из нее башни внутренних аудиторий. Белоснежная глыба стоит на цоколе из черного мрамора, добывающегося под Оулу, и чем-то напоминает раскрытый рояль. Отделка здания — белый каррарский мрамор. Этот вид мрамора, добывающийся в городе Каррара, у подножия Альпийских гор, известен уже много тысяч лет. Камень пропускает свет на глубину 4 сантиметра – это один из самых высоких показателей такого рода.
Дворец конгрессов «финляндия»
Крыша сооружения отделана медными пластинами, оконные рамы выполнены из древесины тика. Алвар Аалто никогда не сосредотачивался на декоративных элементах здания, использующихся только для декора. Все украшения, которые он  использует в своих проектах, в том числе и здании дворца «Финляндия», несут определенную функциональную нагрузку. Аалто использует в качестве украшения технические детали — вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства.

В интерьере Дворца Финляндия использованы красный бук для дверей и стен и дубовый паркет для пола. Натуральные шерстяные ковры, сотканные по английской технологии needleloom, дополняют интерьер.

Экстерьер ассиметричен. Особый интерес представляет отделка, построенная на мягком контрасте белоснежного каррарского мрамора, использованного для балконов, и кобальтово-синих стен. Из деталей можно остановиться также на перилах, сконструированных из меди и тика. Текстура медных перил, напоминающая сильную рябь, перетекает в гладко отполированное дерево.

Искусственное освещение решено во Дворце Финляндия минималистически и рационально. Точечные лампы вмонтированы в потолок в наиболее недоступных для дневного света местах. Простенки окон продублированы минималистично решенными светильниками, светящими вниз направленным светом для ночного освещения фойе.
Дворец конгрессов «финляндия»
Дворец Финляндия выполняет важную градостроительную функцию. Он является одной из архитектурных доминант проспекта Маннергейма, и удачно вписан в городскую среду. Один из его фасадов выходит на проезжую часть, перекликаясь с жилой застройкой, другой фасад открывается к заливу, становясь доминантой с воды.

В своем знаковом для Финляндии и мировой архитектуры творении Алвар Аалто воплотил не только свои архитектурные и дизайнерские идеалы, но и сумел достичь того, к чему стремится и современная нам архитектура – использование архитектурно-градостроительных идей, где все сомасштабно человеку, и фрагменты природы органично сочетаются с архитектурой домов.