Многоликий Ваппу - главный праздник Финляндии
Этот многоликий Ваппу

Этот многоликий Ваппу

Vappu — один из самых главных праздников Финляндии — начинается 30 апреля и плавно перетекает в Первомай, официальный выходной день.

Этот праздник, словно многоцветный ковер, созданный искусными переплетениями финско-шведской истории, мистики, религии и современных традиций. Он, по сути, состоит из нескольких празднеств. Но финны не размениваются по мелочам, предпочитая отмечать все даты оптом: Для мистиков Ваппу — весенний Хэллоуин, для фермеров — начало сезона, праздник весны.

Христианство связывает этот день с именем Святой Вальпургии. Для патриотично настроенных финнов это — День Труда. Для всех прочих современных горожан — зажигательный студенческий праздник и День Свободы.

Весна, ведьмы и Святая Валбурга

Весна, ведьмы и Святая ВалбургаВ далеком языческом прошлом, доставшемся финнам от викингов и кельтов, существовало поверье: в последнюю апрельскую ночь открывается возможность перехода из мира мертвых в мир живых, ну а в открытую дверь, естественно, толпой ломится всякая нечисть, которая, как известно, боится огня.

Кроме того, финны из века в век почитали 30 апреля и как праздник весны, расцвета природы и плодородия. Это начало посевного сезона и ночь, когда скот освобождался из тесных стойбищ и выпускался на вольные хлеба.

Вот и получалось, что в эту ночь по всей стране жгли костры и звонили в колокола, что защищало от нечистой силы, как полагали викинги, и задабривало «хороших» богов плодородия, как верили кельты, а больше всего потому, что огонь, танцы, музыка и звон надолго отпугивали хищников, изголодавшихся за зиму.

Языческие обряды оказались под запретом с приходом христианства, а те, кто не смог отказаться от встречи весны и солнца, тайно собирались в глухих местах ночью у огня. Тайные сборища как нельзя лучше подкрепляли слухи о ведьмах. Ночь с 30 апреля на 1 Мая заслуженно получила звание Ведьмина Ночь.

Католичество разумно подходило к вопросу христианизации всех языческих праздников, не отменяя, но подменяя смысл. С огромной натяжкой все же удалось привязать традиции викингов ко дню памяти католической святой Валбурги (Walburga) — одной из первых монахинь, отважной пропагандистке католичества в языческой среде.

Так появилась знаменитая Вальпургиева ночь, не имеющая впрочем, ни малейшего отношения к самой святой.

Свободу белым фуражкам!

Многоликий праздник ВаппуСовременные финны не вдаются в запутанную историю праздника, им интересен сам процесс веселья. Название Vappu удачно зашифровало в себе 3 основных символа праздника: Wappu — сокращение от имени святой Walpurga, vaipua — погружаться и vapaa- свободный.

В этот день финны позволяют себе буквально «все», и это «все» им позволяет полиция. Можно пить пиво из бутылки прямо на улице, валятся, где попало, обливать всех специальной пастой из баллончиков, обзываться, напиваться. Полиция лишь спокойно беседует с «освободившимися» сверх меры, предлагая им прилечь в сторонке на травке.

Юные финны освобождают себя в этот день не только от правил поведения, но и от школы. Впереди — поступление в институт, но перед этим — день Свободы. Современный Ваппу – это, прежде всего, праздник студенчества, Lakki Päivä — «день белых фуражек», которые получают финны, вместе с дипломом о среднем образовании. Потом школьные фуражки сменятся на институтские, продолжив традицию.

Еще в начале 19 века шведские студенты выдумали эти фуражки, как отличительный знак учебного заведения. Белые фуражки в этот праздник надевают не только студенты, все население чувствует себя причастным к торжеству, с удовольствием вспоминая годы ученичества.

Образование в Финляндии в почетеОбразование в Финляндии в почете, поэтому раз в году все достают свои фуражки — предмет особой гордости. Детишки, видя на головах мам и пап такие шапочки, поневоле исполняются желанием учиться. Встречаются и пожилые люди в студенческих фуражках для них это — знак жизненного успеха.

В бедной послевоенной Финляндии получить образование мог не каждый, даже очень способный, финн.

Народные гулянья по всей Финляндии начинаются ближе к вечеру 30 апреля. На центральных площадях воздушные шары, серпантин, флаги, музыка, разнообразные лакомства, жарятся сосиски, коптится рыба. Молодежь усаживается прямо на газоны, достает припасы и спиртное.

Ну а в 18 часов, согласно установленному более 40 лет назад распорядку, все устремляются к главному действующему лицу праздника — к статуе, на которую будет надета фуражка. В каждом городе — свой объект торжества. Самая главная, бронзовая Хавис Аманда, в переводе – «морская нимфа» и по совместительству фонтан находится в центре Хельсинки.

Традиция требует статую помыть с мылом и обрядить в фуражку, что с удовольствием и проделывают из корзин подъемного крана студенты. По завершении торжественного ритуала, все надевают свои белые фуражки и разноцветная многотысячная толпа вмиг «белеет».

Молодежь бросается в водуНаиболее отчаянная молодежь с криками и визигами под аккомпанемент пробок от шампанского бросается в воду. Наступает настоящее vaipua — погружение. Согласно студенческому поверью, тому, кто в этот день поцелует статую, весь год будет сопутствовать удача в учебе и главное — в любви. Ради этого и просто для забавы смельчаки бултыхаются в студеной мыльной воде фонтана.

Особо подготовленные финны заранее наряжаются в водонепроницаемые костюмы. Но есть и стихийно-празднующие, предварительно подогретые алкоголем, которые плещутся в курточках и джинсах.

Финны, обычно спокойные и сдержанные, в эту ночь готовы на любые безумства. Конечно, не без помощи всемогущего алкоголя, который на Ваппу потребляется прямо-таки в промышленных количествах. Традиционным напитков является нечто пенящееся: пиво, сидр, шампанское.

На Ваппу в одной компании можно встретить и профессора и студента. Все рады возможности вернуться на денек в свою бурную студенческую юность. В Куопио даже есть традиция окунать профессора в водичку. А в Тампере «бывалые» студенты проводят церемонию «крещения» первокурсников.

В Ваасе соревнуются в гребле и одевают белую фуражку на статую Захария Топелиуса. Вообще ритуалу подвергаются весьма разные статуи. Только Турку, следуя столичному правилу, моет обнаженную девичью фигуру.

В других городах за неимением достойных натур, используют статуи Минны Кант (Ювяскюля), ученого и писателя Леннрота (Каяни) и поэта Франза (Оулу). В Йоэнсу вообще одевают фуражку на безголовый торс статуи, зато в Куопио фуражки получают сразу 2 головы в разных местах города: статуи Брата и Сестры. Так же активно вовлекаются в студенчество статуи Журавля (Лапееннранта), Медеведя (Пори), Лося (Лахти) и Барана (Савонлинна).

Есть среди почетно выбранных для ношения белой фуражки и наш соотечественник — Александр Попов (статуя в Котке). Ну а в случае отсутствия фонтана, погружение происходит в реку или озеро. Веселье, продолжающееся всю ночь, плавно перетекает в Первомай. Но этот праздник проходит уже под другой аккомпанемент.

Праздник в стиле «ретро»

Праздник в стиле «ретро»Благодаря бунтарскому духу пролетариата прошлых веков, в 1889 году 1 Мая получил во всем мире официальный статус Дня Рабочих и Труда.

Современный финский Первомай напоминает советские времена, только размах скромнее. И по сей день немногочисленные политические партии Финляндии, и бессчетное количество общественных организаций устраивают марши и ведут с трибун задушевные речи.

С 1978 года в этот день торжественно поднимается флаг страны. С самого раннего утра во всех городах Финляндии начинаются митинги, посещения памятников и могил погибших в борьбе за рабочий класс. Это излюбленный день «левых», чтобы, как выразился один из финских классиков, «встать на пеньки и начать агитировать».

Ближе к полудню во всех городах стартует мини-демонстрация: под звуки оркестра, исполняющего знакомые сердцу революционные мелодии, представители различных организаций, религий и профсоюзов несут лозунги в стиле «мир-труд-май», «привет нашим друзьям в других странах».

Парады любителей старинных машинВ Оулу и Йоэнсу традиционно проходят незабываемые парады любителей старинных машин. Россию на таких парадах могут достойно представлять и грузовик Горьковского АвтоВАЗа и «горбатый» Москвич, и Жигули «копейка».

Главное мероприятие дня — продолжительный «фуршет». Кто-то по традиции отправляется на ланч в ресторан, столики бронируют за неделю вперед. Но основная масса населения устраивает пикники на травке в центральном парке, чтоб ничего не пропустить: там же и марши пройдут, и небольшой концерт можно послушать, поедая барбекю и первомайские сладости — пончики и хворост.

Алкоголь в этот день уже сбавляет обороты, все же 2 мая — обычный рабочий день. Немного шампанского, пива и легкая «бражка»- сима — как раз к месту. Магазинная сима по вкусу напоминает наш квас, а домашняя – типичная брага. Финны забраживают симу, почему то исключительно к Первомаю.

Кстати, рабочий класс Финляндии всегда чувствовал свою ответственность за здоровье нации и наряду с политическими забастовками проводил, например, в 1898 году Движение воздержания от алкоголя. Движение, начатое 1 мая, продержалось целый год, до следующего Ваппу- дня «освобождения» не столько от оков капитализма, сколько от холода зимы, рутины рабочих и студенческих будней, от тишины и чистоты на улицах.

Один раз в году финны отчаянно мусорят, пьют, орут, выражают эмоции. Они знают, что хорошего – понемногу. Одного дня вполне достаточно, чтоб выпустить всю нечистую силу, погулять и снова надежно запереть в клетках, призвав к порядку.

P.S. Можете себе представить какие горы мусора останутся после такого суточного бессознательного «отрыва» населения? Только не в Финляндии. Уже во время праздника снуют сборщики банок, бутылок и мусора, а на следующий день во многих городах открываются пункты, где мусор обменивается на билеты в кино или деньги.

Hyvää vappua, дорогие соотечественники!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *