Политика управления островами Финляндии: особенности работы
Островная политика Финляндии — результаты и разочарования

Островная политика Финляндии — результаты и разочарования

Политика управления островами – это старейшее систематическое направление региональной политики в Финляндии. В марте 1949 года Правительство Финляндии назначило комиссию для определения условий жизни на островах и выработки предложений по их развитию. Причиной тому явились, прежде всего, проблемы рыбного промысла. Количество островных жителей существенно сокращалось, несмотря на то, что в сельских местностях по-прежнему наблюдался рост населения.

Комиссия по островам приказом правительства изменила название на Совещательную комиссию по делам островных территорий в 1961 году. Комиссия действует при департаменте регионального развития Министерства занятости и экономического развития Финляндии. Совещательная комиссия участвует в развитии островных территорий совместно с муниципальными и государственными властями, властями провинций и другими заинтересованными сторонами.

Островная политика Финляндии

В 1981 году был принят предложенный комиссией закон о развитии островных территорий. Согласно закону, к островным территориям причислялись острова морских и внутренних вод, с которыми нет постоянного дорожного сообщения, а также другие острова и материковые территории, которые по своим условиям сравнимы с островами. При распределении поддержки государство и местные власти должны обеспечить развитие островов с учетом особых островных условий.

Наиболее важное значение приобретает развитие предпринимательства, сохранение государственных рабочих мест, финансирование муниципального обслуживания, а также строительство транспортного сообщения и создание необходимой инфраструктуры.

К началу 2009 года в Финляндии насчитывалось 8 островных коммун и 40 коммун, частично расположенных на островах.

Две стороны островной политики

Политика управления островами принесла свои результаты. Для обеспечения транспортного сообщения с островами было налажено движение паромов, мини-вертолетов, построены частные дороги, шоссе, мосты. Частные предприятия, расположенные на островах, получили возможность претендовать на более крупные экономические дотации от государства и ЕС, чем предприятия на основной территории. Муниципальное обслуживание обеспечивается, в том числе, за счет островных надбавок, включенных в пакет государственного финансирования коммун.

Островная политика Финляндии

Электроснабжение островов стало активно налаживаться в 1950–1960-х годах, в то же время при активной господдержке была создана система телефонной связи. Правительство страны приняло на себя обязательства по обеспечению островов современными линиями скоростной информационной связи.

На островах организованы национальные парки и природоохранные зоны, которые являются сокровищницами островной природы и важными объектами с точки зрения развития островного туризма. Владельцам входящих теперь в зоны национальных парков земель были выплачены соответствующие компенсации.

Государственные проекты в сфере работы с островными территориями направлены на развитие туризма, рыболовства, некоторой доли обрабатывающей промышленности и развитие дистанционных способов занятости населения. Идет работа над созданием привлекательности островных коммун с точки зрения постоянного проживания и посредством рекламных кампаний.

Популярность широкого сезонного проживания увеличивается благодаря различным проектам по развитию планировки местности и гибкой островной политике строительства и ремонта загородного жилья, использования покупательской способности и профессиональной квалификации сезонных жителей. Количество государственных рабочих мест на островах оказалось высоким и даже возросло в 1950–1970-х годах. Позднее число рабочих мест начало сокращаться. В этой части статьи закона о развитии островов не были реализованы.

острова финляндии

Морское ведомство начало закрывать лоцманские станции, пограничная служба – станции морской пограничной службы, вооруженные силы ликвидировали береговую артиллерию и военно-морские подразделения. Основной причиной таких сокращений стало развитие технологий. Замена паромных переправ на мосты привела к сокращению рабочих мест на островах в сфере дорожного ведомства.

Налоговое управление, ведомство по труду, полиция и местные управления государственных служб также с 1980-х годов начали сокращать количество своего персонала в островных коммунах. Почтовая служба перешла из ведения государства к частным компаниям.

Международный контекст

Вступление Финляндии в Европейский Союз в 1995 году оказало влияние и на политику в отношении островов. Важные для островных территорий вопросы рыболовства и сельского хозяйства, а также вопросы региональной политики стали решаться в Брюсселе. В вопросах региональной политики островной статус не являлся критерием при выделении средств на целевые программы из структурных фондов ЕС.

Впрочем, на практике островные территории оказывались в лучшем положении, чем иногда утверждают социоэкономические показатели. Частичное финансирование островных территорий по линии ЕС в целом оставалось на вполне высоком уровне и было важным для островов. Все это четко соответствует уставу ЕС, в котором зафиксировано наличие и необходимость учета особых условия островных территорий.

Островная политика Финляндии

Островная политика Финляндии имеет точки соприкосновения с политикой интегрированного использования и охраны прибрежных территорий ЕС. А также с морской политикой Союза. Совещательная комиссия по делам островных территорий поддерживает связь с европейскими островными территориями, в частности, в рамках Союза морских регионов Европы.