финское кино в Петербурге, новинки финского кино, что посмотреть
Неторопливое Ироничное Задумчивое — в Петербурге смотрели финское кино

Неторопливое Ироничное Задумчивое — в Петербурге смотрели финское кино

C 17 по 23 декабря 2012 года в Петербурге, в кинотеатре «Аврора», показывали северное кино. Организованная уже 23-й раз, 23-й год подряд Неделя финского кино стала неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга. А полные залы на просмотрах – лишнее доказательство интереса профессионалов и любителей из мира кино к финскому кинематографу.

23-й фестиваль посвящен теме отцов и детей – трудные подростки и трудные родители. Второе направление – новые имена финского кино и немного истории. Зрителей ожидали 8 премьер, а также классика финского кино.Неторопливое Ироничное Задумчивое - в Петербурге смотрели финское кино
Лучшие финские фильмы второй половины XX века – «Зимняя война» (1989), «Земля – это грешная песня» и «Очищение» – были показаны отдельно.

«Зимняя война» Пекии Парикка – самый дорогой кинопроект Финляндии, лидер проката многих лет.

«Земля – это грешная песня» (1973) Рауни Мольберга считается самым признанным произведением финского кинематографа за пределами Финляндии.

«Очищение» 2012 года – нашумевший фильм, который выдвинут на соискание премии «Оскар». В Финляндии премьера фильма собрала 30 000 зрителей. Это история двух эстонских женщин, которые объединены тяготящими их тайнами прошлого. Фильм основан на сюжете романа финского автора Софи Оксанен 2008 года, удостоенного престижной литературной премии Finlandia. Газета Sunday Times назвала «Очищение» одним из лучших романов 2008 года. Для выдвижения «Очищения» на «Оскар» есть сразу несколько оснований: блестящая актерская работа, профессионализм создателей фильма, а также сильное воздействие на зрителя. 24 февраля 2013 года покажет, сумело ли финское «Очищение» с эстонской душой добиться наивысшего признания – приза американской киноакадемии.

Режиссер «Очищения» Анти Йокинен учился в США, в Университете Каролины, где снял свой первый короткометражный фильм, выигравший награду кинофестиваля в Северной Каролине. Так Йокинен привлек внимание MTV и стал работать исполнительным продюсером на ряде музыкальных шоу. Вернувшись в Финляндию, Йокинен создал собственную компанию Solar Films, которая стала крупнейшим продюсером на рынке телевидения и кино Финляндии.Неторопливое Ироничное Задумчивое - в Петербурге смотрели финское кино Российскому зрителю должна быть хорошо известна одна из работ Йокинена – триллер «Ловушка» с Хилари Суонг в главной роли.

Новые имена финского кино были представлены в картинах, посвященных подростковой проблематике.

Главный герой фильма «Крысиный король» – страстный компьютерный игрок, остановившийся на пороге тяжелого преступления. Игромания на грани с нарушением закона, утрата чувства реальности – острейшие вопросы современной финской действительности. Финляндия – один из лидеров Европы и мира по производству компьютерных игр и мобильных приложений, страна, где придумали Angry Birds. К чему это может привести – повествует сюжет фильма «Крысиный король».

Семейный фильм «Рикки Рэппер и крутая Венди» режиссера Мари Рантасила рассказывает о детской дружбе.

Драма «Мисс Голубые Джинсы» – о подростках, живущих в 1977 году и любящих рок-музыку. Это история юного панк-рок музыканта, который получил свои 15 минут славы.

Также были показаны киноленты «Верной тихой ночью» (реж. Юрии Кяхонена) с нестандартным сюжетом и непредсказуемым финалом; «Молчание» (реж. Сакари Кирьявайнен) – драма, разворачивающаяся на фоне Второй мировой войны; «Грязная бомба» (реж. Элиас Коскимиес) – гротескная комедия, обличающая мир шоу-бизнеса и пиара; «С пивом по жизни» (реж. Вилле Янкери) – фильм, колеблющийся на грани драмы и комедии.
Неторопливое Ироничное Задумчивое - в Петербурге смотрели финское кино
На открытии кинофестиваля работал наш специальный корреспондент Анна Букина.

Торжественное открытие фестиваля собрало почти полный зал кинотеатра «Аврора». Заместитель генерального консула Финляндии в Санкт-Петербурге Пяйви Пелтокоски произнесла несколько торжественных слов, пожелала всем хорошего вечера и похвасталась, что утром этого дня консульство выдало миллионную визу. Госпожа Пелтокоски подчеркнула, что консульство стремится облегчать передвижение между Россией и Финляндией. Ну, а о важности культурного взаимодействия и говорить излишне.
Генеральный директор «Европейской медиагруппы» Александр Полесицкий, тоже выступивший с небольшим словом, отметил, что финское кино «раздумчивое, неторопливое, ироничное – как и народ этой страны. И это кино надо смотреть раздумчиво». Ну, а поскольку кино – это способ познания мира, кинофестиваль является прекрасным способом неторопливо познавать Финляндию в течение целой недели.

Финляндия – многогранная страна, и очень разными были фильмы, показанные в «Авроре».

Именно так назывался фильм, показанный на открытии фестиваля.

Режиссер картины Маарит Лалли перед началом показа рассказала историю создания своего кинодетища. Обаятельная госпожа Лалли поделилась со зрителями, что у нее есть сын, которому как-то раз было почти 18 лет. «У нас во взаимоотношениях были проблемы, и я посадила его под домашний арест. Ну, а потом нам надо было чем-то заняться, и мы решили написать сценарий».Неторопливое Ироничное Задумчивое - в Петербурге смотрели финское кино
Маарит – многогранная личность. Она сценарист, режиссер, художник, оператор, монтажер и продюсер, однако до этого занималась только короткометражками. В ее творческой копилке такие картины, как «Камень остался неперевернутым» (1999), «Следы» (2000), «Повлияй на меня» (2009).

В фильме «Почти 18» сильно чувствуется творческое прошлое создательницы: картина состоит как бы из пяти новелл, пяти совершенно разных сюжетных линий. Однако все эти истории объединяет то, что главным героям – 17 с хвостиком, и у них далеко не все в порядке в жизни. Объединяет их и прекрасная актерская игра, и какая-то своя атмосфера.

Пятеро друзей, пятеро совершенно разных жизней.

Карри слишком сильно опекает заботливая мать-одиночка. Он пытается бунтовать, пытается «отвоевать» свободы, но все бесполезно: и сам Карри, и мама понимают, что он финансово зависит от нее, поэтому в ближайшее время ничего не изменится. Они ссорятся и мирятся. И Карри иногда осознает, что он не такой уж взрослый и действительно все еще любит то же мороженое, что в детстве – мама не забудет этого.

Пете узнает, что станет отцом; уговаривает свою девушку сделать аборт, после чего вспоминает о религии, начинает говорить ей, что она убийца, и испытывает моральные терзания и метания. Внезапная новость от родителей, что у них будет второй ребенок, приводит Пете в ярость. Неторопливое Ироничное Задумчивое - в Петербурге смотрели финское кино Он, еще недавно осуждавший аборты, кричит, что отец и мать слишком стары для таких вещей, что все надо ликвидировать, а родители лишь смущенно улыбаются: время упущено, ребенку суждено быть. Через некоторое время Пете остывает и помогает родителям выбрать коляску.

Андре заботится о своем младшем братишке, фактически заменяя выпивающую загульную мать. Он забирает брата из детского садика, готовит ему ужин, жертвуя заранее запланированным походом в кино со своей девушкой. Андре пытается утихомирить мать, поздно вернувшуюся домой, чтобы она не разбудила малыша; выгоняет с порога ухажера, пытавшегося увязаться следом за ней. Разозленная женщина пытается поставить сына на место: это мой дом и на еду зарабатываю я, поэтому здесь действуют мои правила! Однако алкоголь дает о себе знать, и она засыпает прямо в прихожей. Андре заботливо накрывает ее пледом: он любит и жалеет ее, несмотря ни на что.

Аксель живет с матерью в городе, но каждое лето отправляется к отцу, работающему лесником. Городской парень не сильно любит природу, мало интересуется повадками зверей, скучает на охоте с отцом. А отец любит его и такого – не слишком мужественного, неловкого, нескладного, но все равно – своего сына. Аксель отбывает летние месяцы на природе как повинность, врет всем друзьям, что его отец мертв. Однако звонок бабушки и страшная новость – отец утонул – задевает его за живое. Аксель плачет, потому что он все же любил своего отца, хоть и плохо знал его и не стремился узнать лучше, пока это было возможно.Неторопливое Ироничное Задумчивое - в Петербурге смотрели финское кино
У Йони есть костюм волка. И работа (собственно, костюм – это его униформа). Он пользуется успехом у девушек, которые его немного постарше, злоупотребляет алкоголем, курит втайне от родителей, употребляет и перепродает легкие наркотики. Когда это становится известно родителям, разгорается настоящий скандал. Мать хочет контролировать каждый шаг сына, хочет, чтобы он порвал с друзьями, и упрекает отчима мальчика в том, что тот плохо его воспитывал. Конфликт развивается, едва не приводя к разводу родителей из-за расхождений в вопросах воспитания, и тут оказывается, что мать Йони – вовсе не ангел, всегда поступающий правильно: она изменяла мужу. Йони встает на ее сторону: он готов принять ее и такую, потому что она – его мама, он готов защищать ее и помогать ей.

Пятерым друзьям нет восемнадцати. Формально, да и в глазах родителей, они еще дети. Однако это уже не совсем так: жизнь порой заставляет их принимать взрослые решения.

В финском кино вы не увидите взрывающихся вертолетов и обилия компьютерной графики. Зато здесь есть эмоции и актерская работа, заставляющая забыть, что ты в кинотеатре, и полностью погрузиться в происходящее на экране. Финское кино – кино про людей, кино для людей. Кино глубокое, психологическое. Кино о том, что жизнь – штука сложная, но, в общем-то, неплохая. Кино, которое хочется обдумать и, пожалуй, пересмотреть еще раз.