Немое кино в Финляндии, история, возрождение и популярность немого кино
Немое кино

Немое кино

30 января в Институте Финляндии открылась фотовыставка «Роковой взгляд». Пришедшие на открытие смогли не только увидеть кадры из немых кинокартин начала прошлого века, но и прослушать лекцию Антти Аланена, сотрудника Национального аудиовизуального архива Финляндии KAVA (Kansallinen audiovisuaalinen arkisto).

Немое кино 1920–1930-е гг. были значительным периодом для искусства в целом. Импрессионизм, незадолго до этого ставший признанным явлением в живописи, показал новый взгляд на мир. Символизм приоткрыл дверь во внутренний мир человека. Экспрессионизм добавил размаха эмоциям. Футуризм превозносил машины, техническую сторону прогресса.

Если в живописи «революционером» был Жан-Поль Сезанн, то в театре – А. П. Чехов. Именно он одним из первых серьезно отошел и от греческих трагедий, и от французских манерных постановок, обратившись напрямик к самой жизни и отбросив устоявшиеся условности.

Все эти течения сильно воздействовали на молодой кинематограф. Впрочем, это влияние было взаимным. Появление монтажа дало возможность искусственно создавать свою собственную реальность, а не только снимать документальные кадры. Прорыв в кино – в 1895  году. До этого существовали зарисовки, небольшие кусочки из реальной жизни длиной 1–1,5 минуты. Теперь же появляются постановочные фильмы. Совершенствуются технические характеристики оборудования, прогресс идет семимильными шагами.

Позднее (почти ровно 100 лет назад) появляются ленты в час, в два часа длиной. Кино прочно заняло свою нишу среди других видов искусства.

1920–1930-е гг. – самый расцвет, пик немого кино. К 1920-м гг. оно уже выработало свой стиль, свои особые средства выразительности.
Немое кино
До Первой мировой войны кинематограф очень высокими темпами развивался в Швеции и Дании. Довольно много кинокартин снимали и в России, в состав которой входила Финляндия. В 1908 году вышел первый русский игровой фильм «Стенька Разин», оказавший большое влияние на финское кино.

Однако началось все 28 июня 1896 года. Именно в этот день в Хельсинки состоялся первый на территории Финляндии показ кинокартины братьев Люмьер. Всеобщий интерес к новому зрелищу был огромен. В следующие годы кино показывается в помещениях, более или менее приспособленных для коллективных просмотров. Но уже в 1899 году (всего лишь через три года) в Финляндии открывается первый кинотеатр. За ним – второй, третий… К 1911 году строятся целые кинодворцы.

Стоит отметить, что поскольку кино было немым, его непременно сопровождала музыка. В каждом крошечном кинотеатре той эпохи было пианино. Ну, а в финских кинотеатрах, отстроенных с размахом, могли помещаться оркестры по 20 человек. Никогда в кинематографе не было так много музыки, как в период молчания актеров.

Популярность кинотеатров была огромной: залы просто ломились от публики, среди которой значительное место занимала детвора. С 1905 года на фоне Первой русской революции возросла популярность фильмов о преступлениях. Власти даже приняли решение о необходимости присутствия в зале полицейских из-за участившихся карманных краж.

Однако одних импортных фильмов финскому зрителю было мало. Ателье «Аполло», основатель которого начинал с одного проектора, купленного за границей, а после организовал сеть кинотеатров, стал сам снимать фильмы. Немое кино В 1907 году вышел первый постановочный финский фильм «Тайные самогонщики». За этой картиной последовали другие игровые короткометражки.

Однако с наступлением Первой мировой войны финский «кинобум» начала века затух. В течение трех лет царское правительство не разрешало снимать кинофильмы. После революции 1917 года, когда Финляндия стала независимым государством, кинопроизводство воспряло духом.

Особенно заметной была деятельность студии «Суоми Филм». Они выпускали очень много документальных фильмов – и полновесных, и короткометражек. После войны киностудия выпускает фильм «Финляндия», снятый по заказу правительства. Части кинокартины носили говорящие названия: «Лес», «Хельсинки», «Спорт», «Сельское хозяйство».

В творениях «Суоми Филм» решающую роль играли национальные мотивы. Комедии, драмы, лирические картины – все было проникнуто любовью к стране, недавно обретшей независимость. Очень много сюжетов снималось в сельской местности. Сотрудники студии устроили целую экспедицию по Финляндии, перемещаясь по земле и воде и снимая документальные кадры. Популярными были фильмы о севере, о сплавщиках по рекам.

Снимали и фильмы о жизни знаковых фигур: например, о композиторе Яне Сибелиусе. Но вдохновляли не только знаменитости. На первом месте все же были обычные люди. Огромный успех имела комедия «Деревенский башмачник», рассказывающая о событиях, происходивших в 1840-е гг. Эта картина стала новым словом в финском кинематографе – и из-за по-настоящему серьезного отношения к декорациям и костюмам, и из-за того, что изначально «Деревенский башмачник» был театральной пьесой, в которой весьма важно было кто, что и, главное, как говорит. Однако фантазия актеров, сумевших раскрепоститься и найти новые приемы для выражения эмоций, наполнила фильм всей полнотой смысла.
Немое кино
Если для «Суоми Филм» была характерна, как выразился Антти Аланен, националистическая линия, то для других киностудий она не была основной. «Тулеон компании», основанная Т. Тулео и В. Валло, создавала более легкие, развлекательные кинокартины. Их фильм «Цыган-обольститель» – пример игривого, мальчишеского кино, проникнутого романтикой и иронией.

В апреле 1934 г. в Финляндии впервые прошел показ звукового фильма. Это была картина «Санни бой», снятая в США. Кинематографическая Финляндия замерла. Звук давал совершенно новые возможности, он делал излишними и даже смешными все сверхроковые трагические взгляды и преувеличенные жесты – все то, что было неотъемлемыми чертами немого кино. В Турку было несколько попыток снять звуковые короткометражки, но вышло не очень. Киноиндустрия Финляндии замерла на несколько лет, а кинотеатры наполнились импортными звуковыми лентами. Новый подъем финского кинематографа наступил в 1940–1950-х гг., но это отдельный разговор. Что же касается эпохи немого кино, то она ушла в прошлое безвозвратно.