Лучшие фильмы Финляндии: краткое описание 2 фильмов
Кино, которое смотрят

Кино, которое смотрят

Продолжаем знакомство с увлекательным и неординарным миром финского кино. Сегодня мы хотим порекомендовать читателям Terve фильмы «Человек без прошлого» и «Молодые боги».

Человек без прошлого

(2002 г., Финляндия, Германия, Франция).

Режиссер, автор сценария, продюсер: Аки Каурисмяки.

Жанр: триллер, мелодрама.

В ролях: Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Анникки Тяхти.

Человек без прошлого

Уже одно то, что фильм снят легендарным финским режиссером Аки Каурисмяки делает его достойным зрительского внимания. Каурисмяки снова на своем «коньке»: главный герой картины — неудачник, который приближается к краю пропасти и заглядывает в неё, но в последнюю минуту бросает вызов судьбе и отказывается следовать предначертанным путём трагедии.

Итак, сюжет. Безработный мужчина из финской провинции приезжает в Хельсинки в поисках работы. В парке рядом с вокзалом он подвергается жестокому нападению и избиению. В состоянии комы его доставляют в больницу, и там его пульс останавливается. Однако происходит чудо — когда врачи покидают палату, мужчина приходит в себя и уходит из больницы. Потеряв память, этот немолодой человек без имени начинает свою жизнь с нуля.

У него нет дома, но зато есть ветхий музыкальный автомат. Встать на ноги ему великодушно помогают небогатые жители трущоб. Он заводит отношения с женщиной — так начинается необычная и трогательная любовь служащей Армии Спасения и человека без имени и без прошлого. Устроившись на работу в Армию Спасения, герой начинает проявлять всевозможные способности, то в организации концерта местного ВИА, то в сварочных работах .

И, возможно, так продолжалось бы всегда — если б в один день его не запер в комнате-сейфе вместе с банковской служащей необычный грабитель. Приехавшим полицейским очень не понравилось пребывание в столь «законопослушной» столице такого странного человека: без документов, без имени, без страхового удостоверения, без прошлого. Газетное объявление чудодейственно возвращает нашему герою его потерянное прошлое. Нужно ли оно сейчас ему…? И его ли уже это прошлое…?

Человек без прошлого

Фильм славный, размеренный, веселый, не смотря на драматичную сюжетную линию. А песня Paha vaanii, в исполнении группы Marko Haavisto & Poutahaukat, с которой любит работать Каурисмяки, на некоторое время вытеснит всю остальную музыку из вашего проигрывателя.

«Человек без прошлого» вышел в прокат в 48 странах и участвовал в 37 международных кинофестивалях, награжден многочисленными призами. Среди них – Гран-при, Приз за Лучшую женскую роль, Приз жюри и Приз «Собачья пальмовая ветвь» за лучшую роль собаки Тахти на международном кинофестивале в Каннах; Приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне за Лучший фильм года; 6 номинаций на Приз Европейской киноакадемии «ФЕЛИКС», Гран-при международного кинофестиваля в Генте, Приз зрителей на фестивале в Сеуле, 6 Призов Финской Киноакадемии, Приз имени Дугласа Сирка на фестивале в Гамбурге, Номинация на Премию Американской киноакадемии «ОСКАР» в категории «Лучший иностранный фильм».

Молодые боги

(2003 г., Финляндия).

Режиссер: Юкка-Пекка Сиили.

Жанр: молодежная драма.

В ролях: Юсси Никкила, Рейно Нордин, Дженни Банерджи.

Артистичный и образованный восемнадцатилетний Тави, живущий один в огромном, доставшемся ему от родителей, доме, собирается с друзьями провести выпускное лето «по полной программе», так, чтобы запомнилось навсегда. Они организуют мужской клуб, члены которого должны показать видеозапись своих любовных похождений. Безобидная, на первый взгляд, идея превращается в жестокую ловушку для молодых людей…

Молодые боги

«Молодые боги» — дебют финского режиссера Юкки-Пекки Сиили в большом кино. В нем интересно все: от авторской идеи до очень удачных саундтреков. На первом плане молодые боги — молодые, красивые, думающие, что им все дозволено. Нормальность в них граничит с сумасшествием, а молодежные приколы — с действиями параноиков — вуайеристов со стажем.

В 100 кинематографических минутах соединилось несоединимое: инициатор безумства Гере, способный изнасиловать едва знакомую девушку и изнасилованный сам; его сестра Дженни, славная блондинка, которую жестоко изнасиловал самый добродушный и безобидный «член порновидеоклуба» Сами и заплативший за это собственной жизнью; заторможенный Тави, постепенно открывающий тайну гибели своих родителей, постоянно рефлексирующий и снимающий на камеру все, что движется; милый Маркус, влюбленный в женщину-копа Хелену и добившийся-таки взаимного чувства, несмотря на разницу в возрасте и уловки со скрытой камерой…

Здесь же по-мушкетерски брошенный девиз «один за всех и все за одного», но вместо шпаги — камера, вместо кодекса чести — нарушение всех норм и законов, вместо подвигов — позорные попытки самоутвердиться за счет других. Удивительно и то, что в несколько замысловатой форме режиссер представил одну из самых банальных линий: хороший герой — плохой герой.

Сначала развел в разные стороны, потом стер грань различия, перепутав праведника и кинозвезду, а в финале воздал по заслугам: Тави, может быть, нашел свое счастье и преодолел тяжелый барьер страшных воспоминаний.

Молодые боги

Гере же, пройдя через огонь, воду и медные трубы, остался таким же бесчувственным: нас уже не трогают его слезы по поводу гибели одного из друзей — они не настоящие, как сам симпатичный блондин с неестественно шоколадными губами и желанием перепробовать все и вся. Фильм награжден в 2004 году призом ФИПРЕССИ на кинофестивале в Гетеборге, номинирован на Премию Юсси (лучший актер, лучший звук и лучшая актриса второго плана) и Премию тигра на международном кинофестивале в Роттердаме.