Старинный финский эпос Калевала: Калевальский карнавал
Калевала

Калевала

«Рода нашего напевы». Эпос «Калевала»

Финны – немножко наивный, но храбрый и сильный духом народ. Они любят свою землю, гордятся родиной и верят в старинное предание «Калевала».

Это произведение для финнов – как для нас «Повесть временных лет». Эпос «Калевала» – произведение народа, его собрал и опубликовал в 1835 году финский литературный деятель, ученый и поэт Элиас Леннрот (1802–1884). Эпос уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Около 2500–3000 лет тому назад у населявших побережье Финского залива древнефинских племен зародился свой, самобытный вокальный жанр со стихосложением. Строки стиха образовывали определенный четырехтактный размер, который стали называть калевальским размером.

Калевала

«Калевала» – это удивительный край, в котором разворачиваются все события народных песен. Принадлежит он великому мужу Калева, который станет отцом самых сильных и храбрых финских богатырей. Эпос состоит из 50 рун, которые буквально по крупицам собирали по всей стране, а также в Карелии и Архангельской области. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во II–I тысячелетиях до н. э.

Главный герой – старый песнопевец Вяйнямёйнен – создает магией или добывает хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и прочие вещи. В других рунах он создает мировое древо – залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни. Чрезвычайно велика в «Калевале» роль женщины. Повествование начинается и заканчивается темой непорочного зачатия. Кроме того, многие деяния совершаются в книге во имя любви. Женщины в «Калевале» страдают и борются за любовь, околдовывают и воскрешают из мертвых.

Калевальская поэзия не является плодом только лишь одного какого-то периода – напротив, она складывается из нескольких временных пластов, залегающих на разной исторической глубине. Старейшие материалы представлены мифическими рунами, в которых рассказывается о мироздании и зарождении культуры. В калевальской поэзии можно также различить более новые руны времен викингов, а также самые последние руны, сложенные уже под влиянием христианства.

Калевала

Выход в свет первого издания национального эпоса «Калевала» в 1835 году стал поворотным пунктом в истории финской культуры. Финны не просто почувствовали веру в себя как в самостоятельную культурную нацию, веру в возможности собственного языка и культуры, но и сделали малочисленный, малоизвестный народ известным во всем мире. Финский и карельский народы, гордясь леннротовской «Калевалой», воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему.

Для финнов это национальный эпос, который исполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирования нации. Финляндия в 1917 году стала суверенным государством. И когда возникала опасность утраты этой суверенности, «Калевала» не раз помогала финнам побеждать и не сдаваться. Именно этот народный эпос пробудил в людях дух народного сознания и вселил в них патриотические чувства на многие столетия вперед.

«Калевала» оставила неизгладимый след во многих областях жизни, а в особенности в культуре страны. Влияние ее было столь многогранно, что многие отдельные явления нелегко бывает сразу распознать. Пожалуй, нагляднее всего эти процессы отразились в области названий.

Самобытность и оригинальность связанной с национальным эпосом лексики постоянно используется в названиях городских районов и улиц, предприятий и фирм, а также различной их продукции. Ведь «Калевала» – это своего рода уникальный товарный знак.

Улица Калевала

Судите сами. Наши современники Айно и Илмари Похъёла проживают в г. Оулу в переулке Калеванкуйя, раньше они жили в г. Эспоо в районе Тапиола. По утрам они читают газету «Калева». Семья застрахована в компании «Похъёла». Когда в доме гости, на стол накрывают сервиз «Сампо», а Айно Похъёла надевает свитер «Вяйнямёйнен». Илмари работает на асфальтовом предприятии «Лемминкяйнен», Айно – в «Калевала Кору».

Айно Похъёла происходит из семьи земледельцев, в ее молодости урожай на полях собирали при помощи комбайна «Сампо». Семья состояла в обществе «Пеллерво», а застрахована была в компании «Калева». Летом семья Похъёла отдыхает в местечке Хииденкиви. По вечерам на даче они зажигают камин спичками «Сампо».

Под влиянием «Калевалы» и других фольклорных источников были созданы произведения, которые до сих пор считаются фундаментом финского искусства. Для многих выдающихся деятелей финского искусства, таких как композитор Ян Сибелиус, художник Аксели Галлен-Каллела и архитектор Элиэль Сааринен, мир «Калевалы» являлся символическим источником, из которого они черпали вдохновение для передачи человеческих чувств другими художественными средствами.

Каждый год в Финляндии проходит Калевальский карнавал в форме уличного праздника-карнавала. Побывав на стилизованном Калевальском карнавале, каждый может приобщиться к культуре финнов, получает редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями в самую удивительную и волшебную пору – пору белых ночей. В Дни «Калевалы» проходит множество литературных, художественных, творческих праздников.

Калевальский карнавал

Ушли те люди, которые пели старые руны. Не все новые руны, к сожалению, созвучны эпосу. Но ведь это, кажется, только начало времени, о котором сказал, уплывая, Вяйнямёйнен: «Ждать, искать меня здесь будут…».