Железные дороги в Финляндии: паравозы, поезда, путешествия
Из пункта а по направленью к б: задачи финских железных дорог

Из пункта а по направленью к б: задачи финских железных дорог

«Наш поезд катит тихим ходом»

Когда умные люди изобрели паровоз, Финляндия еще была частью Российской империи. Соответственно, инициатива строительства железных дорог принадлежит императору Александру II. В то время не все финны понимали важность транспортных коммуникаций, были и те, кто возражал против непонятных «инноваций». Царю пришлось настоять на «модернизации» аграрной части своей империи.

Первая дорога была проложена именно для простого финского народа: в 1862 году она соединила Хельсинки и Хямеэнлинна. И только вторая линия в 1862 году связала царский Санкт-Петербург и Хельсинки. Затем были соединены Тампере, Сейнайоки, Вааса, построена Карельская дорога от Выборга и, в 1909 году, наконец-то поезда доехали до Рованиеми – столицы Лапландии. Мчались поезда в то время со скоростью 25 км/ч, и всадник на лошади мог спокойно обогнать такой локомотив. Тем не менее строительство железных дорог существенно продвинуло Финляндию в современное будущее.

железная дорога

 «Финский поезд набирает ход – всех догнать и перегнать!»

После обретения Финляндией независимости проложенные по стране «русские» рельсы еще очень долго полностью удовлетворяли невзыскательный финский народ. Финны не стали переходить на общеевропейский стандарт колеи 1435 мм, оставив его «российским» 1520–1524 мм. Новая линия была построена только в 1960 году, и то вследствие крайней необходимости, в обход Выборга, отошедшего к СССР.

Для другого новшества Финляндия созрела тоже весьма запоздало: в 1968 году по стране побежали первые электропоезда. В то время во всех странах Европы и СССР электрификация, начатая еще в 1920-х, была в разгаре. Зато, вкусив плоды такой электро-продвинутости, финны очень скоро обогнали другие страны. К настоящему времени более половины всех железных линий Финляндии электрифицированы. Финны с лихвой наверстали все свои «опоздания», и ныне их железнодорожный локомотив мчится в ногу со временем, иногда даже останавливаясь подождать другие «продвинутые» страны.

 «Наш паровоз вперед летит!»

Впрочем, финны не стали выбрасывать на помойку и свою историю. Электровозы с железной надписью USSR, поставлявшиеся в Финляндию вплоть до 1985 года, бороздят просторы дорог и по сей день. Изнутри они, безусловно, модернизированы, по-европейски комфортны и совсем не похожи на «наши» поезда.

железные дороги

В целом парк подвижного состава состоит из 502 дизельных локомотивов и 130 электровозов, 1035 пассажирских вагонов и 11 969 грузовых. Многие из них – шведского производства. Имеются также датские и итальянские. Однако Финляндия и сама умеет производить поезда, и компания «Стрёмберг» (Strцmberg, ныне она в составе ABB.) производит электромашины для электровозов и разнообразное оборудование для них. Компания «Валмет» (Valmet), созданная в 1951 году, производит тепловозы, дизель- и электропоезда. Nokia производит оборудование связи для железных дорог. Почти все финские электровозы оборудованы системой спутникового оповещения и определения местонахождения.

Ныне железнодорожная сеть Финляндии – 5899 км, из которых 118 км находятся во владении частных предприятий для перевозки своих грузов, основная же масса дорог – государственная собственность, которой управляет компания Suomen Valtion Rautatiet (Финские Государственные Железные дороги), или коротко VR: более качественный, комфортный и недорогой аналог наших негосударственных РЖД.

Железнодорожное покрытие страны неоднородно: на юге сеть дорог очень густая, большое количество линий проложено и в центральной части, а вот на севере – всего одна линия робко пересекает страну «поперек».

Основные железнодорожные узлы Финляндии – это Хельсинки, Коувола, которая была основана при прокладке железной дороги в 1875 году, Сейняйоки, Пиексямяки, Йоэнсу, Оулу, Тампере. Самый интенсивный междугородний трафик – между Хельсинки и Тампере: электрифицированная «двухпутка» с несколькими пассажирскими поездами за час.

железные дороги

Основные железнодорожные линии страны образуют красивые геометрические фигуры: треугольник Хельсинки – Турку – Тампере может превращаться в ромб или другой треугольник, соединяя эти города с другим крайне важным узлом страны – границей России / Вяйниккала.

«Везде хорошо, где мы, русские, есть»

В целом международные «рельсовые» связи Финляндии немногочисленны. Пограничные линии железных дорог имеются только со Швецией, Норвегией и Россией. Есть «связь» через Швецию с Данией. Самым технически комфортным получилось российско-финское сообщение: одинаковый размер колеи и напряжение. На границе с Норвегией поезда требуется «переобувать». Ну а со шведскими дорогами разница не только в ширине колеи, но и в напряжении электролиний.

Однако международное железнодорожное сообщение Финляндии берет не количеством соседей, а их качеством, вернее, активностью. Самое выдающееся в этом плане, конечно же, российское пассажирское направление. Объем его постоянно и незапланированно увеличивается к радостному удивлению финнов. Между странами ежедневно курсируют 4 пары скоростного «питерского» поезда «Аллегро», а также поезд из Москвы «Лев Толстой».

Каждый раз, оглашая народу ежегодные сводки по количеству русско-финского пассажиропотока, ответственные лица удивленно округляют глаза, вспоминая о том, что не меньшее число пользуется автотранспортом. Финнам, привыкшим к безлюдным улицам, удивительно, откуда вообще берется такое «бешеное» количество народа. Руководство финских VR радостно рапортует о перевыполнении всех планов то на 30, а то и на 50%. А запланированные 365 тысяч «Аллегро»-пассажиров в 2013 году уже практически «проехали» всего за полгода, хотя сам «Аллегро» – еще юное дитя.

дороги жд

Он родился, вернее, совершил свой первый рейс 12 декабря 2010 года. С этого дня заслуженные трудяги – поезда «Сибелиус» и «Репин» – стали историей, уступив место юному, бодрому и высокоскоростному поезду на базе систем Pendolino. В их конструкции используется технология наклона кузова до 8°, позволяющая не снижать скорости на поворотах и нивелировать действие центробежной силы. Такой поезд может разгоняться до 220 км/ч.

Правда, по российским дорогам он едет около 200 км/ч, зато легко «топит» полные 220 км/ч по Финляндии. В результате вместо 6 часов на дорогу от Санкт-Петербурга до Хельсинки уходит всего 3,5. Данные составы, кроме того, оснащены оборудованием, не позволяющим скапливаться снегу и льду на ходовой части вагонов. Бойкий «Аллегро» не только отправил на пенсию «Репина» и «Сибелиуса», он составил нездоровую конкуренцию даже самолетам.

 «Стою на полустаночке, а мимо пробегают поезда»

Внутри страны финны, конечно же, предпочитают железную дорогу и самолетам, и автомобильным трассам: это экологичнее, экономичнее, да и во многом комфортнее. Основной поток – это пассажиры пригородных электричек и «внутригородских поездов» (есть в Финляндии и такая «изюминка»).

Железнодорожные станции в Финляндии расположены непривычно густо. Если в России самые короткие перегоны 10–15 км, а есть и по 70 км, то в Финляндии средняя длина между станциями всего 3–4 км. Сделано это для того, чтобы финские поезда брали на себя роль общественного городского транспорта. Почти во всех поездах дальнего следования есть сидячие вагоны, и, например, въезжая в Хельсинки, такие поезда превращаются в своего рода наземное метро с несколькими остановками на пути следования.

Железнодорожные станции в Финляндии

Значительная часть населения Финляндии живет в городах, через которые проходит железнодорожная линия, или в пристанционных поселках. Поэтому финны не бредят мечтами о машине: поехать в город на работу, за покупками или в театр они могут на экологически чистом электропоезде.

VR предлагают очень информативный сайт, на котором можно и посмотреть расписание, и купить билет как на городской участок пути, так и на поезд дальнего следования. Компания предлагает разнообразную гибкую систему скидок.

Например, есть различные многодневные абонементы на поездки по ЖД. Имеется семейная скидка, скидка 30% для тех, кому «за 60», и 50% для детей от 6 до 17 лет. Дети до 6 лет перемещаются бесплатно. А Единая Проездная Карточка Helsinki Card (от 1 до 7 дней) позволяет пользоваться любым общественным транспортом, включая железную дорогу в любом объеме в течение выкупленного времени. Кроме того, она дарит бесплатный вход во многие музеи Хельсинки.

Для поездов дальнего следования к вышеперечисленным способам экономии добавляется Карточка-абонемент InterRail, позволяющая путешествовать по Финляндии и Европе без ограничений на протяжении желаемого времени. Цена зависит от возраста пассажира и количества дней в пути. Имеются групповые скидки: 40–60%, в зависимости от количества людей в группе. И, конечно же, если покупать билет заранее, скидка 10%.

Железнодорожные станции в Финляндии

Путешествие обычного пассажира

«Прокуренный тамбур, нагретая сталь,

Знакомство длиной в половину пути.

Подушка, как книга, ребенок кричит», – все, конечно же, помнят романтику российских поездов.

Аплодисменты: на сцену выходит VR – финский коллега РЖД, в зеленой или красной рубашке и чистеньком белом костюмчике, соответственно внешнему виду финских поездов: белые вагоны с зелеными или красными полосами, цветами, котятами и прочими рисунками. Надо признать, работают финские Железные Дороги отменно: с качеством, значительно превышающим цены.

Проведем негласное соревнование между представителями обеих железных дорог? Возьмем для сравнения что-нибудь похожее, например, поезд «Лев Толстой» Москва – Хельсинки (РЖД) и поезд Хельсинки – Рованиеми (VR): расстояние 1108 км против 900 (VR); время в пути 14 часов против 10 (VR); и те, и другие предлагают услугу«возьми авто с собой в поезд». На этом сравнительная база заканчивается, вопрос цен и услуг требует детального разбора и сравнению никак не поддается.

Любая поездка начинается с покупки билета. Заходим на сайт VR, доступный всем от мала до велика. Сайт понятен, прост в использовании, быстр в выполнении операций. Есть и разные «помогалки»: сравнение цен на разных поездах, подбор мест разного класса, варианты разных дат, состыковка с расписанием автобусов, и даже виртуальный тур по выбранному поезду, дабы убедиться в качестве предлагаемых услуг. Есть функция выбора скидок, под которые попадет значительная часть финского населения. Определились? Тогда покупаем билет «в один клик»: для себя и своего авто: хотите в один конец, обратно можете вернуться на машине.

Железнодорожные станции в Финляндии

Ну, а теперь все то же самое, только с сайта РЖД. Кто пробовал совершить этот интернет-подвиг, знает: требуются навыки продвинутого пользователя + терпение + опыт. Зато никаких «лишних» функций: виртуальный тур по вагонам (чего вы там не видели?), сравнение цен (калькулятор в ящике стола найдется), расписание автобусов (российские автобусы очень плохо поддаются регламенту). Впрочем, при покупке билета через сайт РЖД вам будет не до этого! Заранее определитесь с датой возвращения, так как купить можно только билет в оба конца!

И самое милое дополнение: билет покупаем отдельно для вас, отдельно для авто. Ничего, что придется заполнять одни и те же формы, а сайт имеет свойство зависать и обнулять информацию. Трудности нас закаляют! Все этапы вами пройдены – тогда в путь! Путешествия поездами РЖД нам всем хорошо знакомы, если кто вспомнит какие-то достоинства российских поездов, пожалуйста, добавьте их сюда в отдельную колоночку. Мы же перейдем к релаксирующему и приятному путешествию на поезде VR. Скажете, за комфорт надо платить? Возможно. Давайте сравним цены. Они, конечно же, усредненные, многое зависит и от даты поездки, и от разного рода скидок.

Тем не менее: поезд «Лев Толстой» 665 евро (26 тыс. руб) для вас и авто в оба конца, в купе без розеток и замков, с тремя с попутчиками, с чемоданами, авоськами, сноубордами и прочим скарбом на головах и под ногами. Поезд «Хельсинки – Рованиеми» 245 евро (около 10 тыс. руб.) – для желающего проехать в одиночестве в купе на двоих. В цену входит провоз авто! Если пожелаете, можно поехать и с попутчиком, тогда в оба конца вместе с авто вы обернетесь почти за те же деньги! Если вы едете без авто, билет обойдется примерно в 100–130 евро (4–5 тыс. руб).

билеты на поезд

В купе у вас будет:

  • 3 розетки, 2 будильника, ароматное белье брендовых рисунков, раковина для мытья рук, 2 ключа (тоненькие перфорированные пластинки): от купе и общего душа.

В вашем вагоне:

  • общий душ, общий туалет с мини-душиком и прочими приспособлениями, отдельный туалет для детей, конечно же, туалет для инвалидов;
  • багажное отделение для ваших чемоданов, велосипедов и детских колясок. Впрочем, по желанию, все это вы можете оставить в своем авто, если вы везете машину с собой. В поездах других направлений, в сидячих вагонах такие багажные отделения порой занимают полвагона. И никто не «сидит» на чемоданах и не боится оставить его «в месте, невидимом глазу, вдруг сопрут?» Сохранность содержимого – гарантия VR;
  • для детей в поездах оборудованы игровые зоны, для младенцев – пеленальные столики и аппараты для подогрева смесей;
  • имеются специальные переговорные комнаты, где вы можете спокойно пообщаться и поговорить по телефону. Особенно они актуальны в сидячих вагонах: в приличном финском обществе выражать эмоции в окружении посторонних людей неприлично;
  • курение во всех финских поездах запрещено, ранее для этого имелись герметичные комнаты.

Поезд Хельсинки – Рованиеми 2-этажный

Поезд Хельсинки – Рованиеми 2-этажный, на втором этаже располагаются, по меркам РЖД, VIP-купе. Хотя для финнов это совсем не «вип», обычные нормальные купе, только с собственным туалетом и душем. Цена за такое удовольствие на двоих в среднем около 5 тыс. руб. Для сравнения: СВ купе в поезде «Лев Толстой» – 23 000 руб. Финское купе на двоих можно объединить в одно, если, например, хочется ехать компанией.

В финском спальном вагоне нет проводника, он там как бы и не нужен: белье постелено, разбудят вас по громкой связи или ваш личный встроенный купе-будильник. Чай вы заварите сами, если есть кипятильник. Но финны, конечно же, пьют его в вагоне-ресторане. Интерьер ресторанов «на колесах», кстати, мало отличается от ресторанов «на земле»: так же уютен и прекрасно оборудован.

Двери, конечно же, везде неслышные-невидные, автоматические. В данном контексте не имеет значения, насколько ваше купе близко к туалету, ибо ни вонь, ни хлопанье дверями вам не грозит. Проводник не машет перед вами грязным веником, призывая «убрать ноги нафиг с прохода!», и не выясняет «Кто употребил весь рулон туалетной бумаги за раз? У меня больше бумаги нет!» Что уж об этом. По финским стандартам и бесплатный крем для рук, и присыпка для детей, и зубная паста – не ВИП услуга, также как и душ. Это то, что должно быть с вами в пути. Также как и хорошее настроение, мир в душе и покой в купе.

Поезд Хельсинки – Рованиеми 2-этажный

Подведем итоги сравнения? РЖД в прокуренном свитере отходит в сторону, в соревновании с безусловным отрывом в счете выигрывает стиляга VR.

Вот о чем подумалось: летают же финские самолеты по российскому небу. А почему бы финскому VR не составить конкуренцию РЖД?