Русскоязычные школы в Финляндии: есть ли такие, где фины учат русский язык
Из истории русских школ в Финляндии

Из истории русских школ в Финляндии

С оживлением финской административной жизни и экономики во второй половине XIX века образовательная система стала постепенно развиваться и получила новые формы. Наряду с классическими лицеями, в которых преподавали латынь и греческий язык, были учреждены так называемые реальные школы. Важным был также вопрос о женском праве на обучение.

С 1788 года в Выборге находилась созданная еще по инициативе императрицы Екатерины II шведоязычная школа для девушек (успешно работала вплоть до 1937 года). В 1883 г. в Гельсингфорсе была открыта первая шведоязычная школа для мальчиков и девочек «Läroverket för gossar och flickor».

Русские школы в Гельсингфорсе

Русские школы в Гельсингфорсе

Школы с преподаванием на русском языке располагались в тех регионах, где проживало много русских семейств, а значит, в Хельсинки и на территории Старой Финляндии, в Выборге. В Выборге, например, находились выборгская русская начальная школа, выборгский русский лицей для девушек, реальная школа и учительская семинария.

В Хельсинки, начиная с 1827 года, работали русская начальная школа при Гельсингфорсском православном приходе и кантонистская школа для мальчиков на Унионинкату. О последней стоит сказать особо.

В России в период 1758–1856 гг. получили распространение кантонистские школы для мальчиков-сирот, где они с восьми лет получали образование за счет государства и затем направлялись в армию. В обучение входили чтение вслух, чистописание, арифметика, игра на барабане, игра на флейте, позднее – религия, грамматика, геометрия и рисование. Согласно своим желаниям, дети могли пройти курс профессионального обучения, как например, на сапожных дел мастера, портного, повара и т. д. Все эти профессии были нужны в армии.

Образовательные организации в большой степени поддерживались экономически православными приходами. Согласно Указу императора (2.8.1864 г.) в 1870 г. в приходах были созданы попечительства, которые должны были заботиться об экономике приходов. Кроме священников в попечительства входили и влиятельные прихожане, чаще всего купцы.

Русские школы в Гельсингфорсе

Один из таких деятелей, оставивший след в истории русской образовательной системы в Финляндии, – купец Никифор Табунов (1803–1868).

В 1870 г. в школьных помещениях Табунова начали работать три школы: 1) школа Гельсингфорсского православного прихода, которая потом получила название «Гельсингфорсская начальная школа им. генерала пехоты Н.М. Каменского», а с 1917 г. называлась «Табуновская школа»; 2) Александровская гимназия (школа для мальчиков) и 3) Мариинская гимназия (школа для девочек).

Здание построено в редко встречающемся в Финляндии стиле «барокко». Внутри был большой светлый зал и столовая. Старшие ученики учились на третьем этаже, младшие – на первом. Для отдельных предметов были свои классы: например, русского языка и русской литературы, классических языков, географии, естественных наук, математики. Религию преподавали в церкви на третьем этаже. Главная икона под названием «Благословение детей» (1870 г.) была затем перенесена в Успенский собор в г. Хельсинки.

Выпускники Александровской гимназии имели право поступать в университеты. Самыми популярными были Санкт-Петербургский университет, Тартуский (Юрьевский) университет и Императорский Александровский университет в Гельсингфорсе.

Так как среди учеников были представители разных вероисповеданий, в программу включалось преподавание разных религий: например, настоятель Н. В. Попов преподавал православную веру, профессор И. Коллиандер (Александровский университет) преподавал лютеранскую религию, католическую веру – выпускник католической духовной академии М. И. Ручинский.

Русские школы в Гельсингфорсе

До начала 1910-х годов Табуновская школа действовала не только как школа, но и была центром русской культуры. В 1912–1913 гг. в ней учились 273 ученика, а в 1914 г. – уже свыше 1 000.

Русские школы после 1917 г

После получения Финляндией независимости русские государственные школы и здания ликвидировали. Собственность российского государства перешла финскому государству. Первое время в школьном здании Табунова размещалась армия, но по требованию прихода решение о конфискации школы в 1920 г. отменили, и она была возвращена приходу. В России, однако, в 1906 году министр народного просвещения П. М. Кауфман-Туркестанский внес в Государственную Думу законопроект о проведении в России всеобщего образования. Принятый Государственной Думой и Государственным Советом законопроект был утвержден имп. Николаем II, и с 1908 года ассигновались дополнительные кредиты на постепенное осуществление этого закона. Ежегодно в России тогда строилось 10 000 начальных школ, а также открывалось ежегодно 60 средних учебных заведений».

В Финляндии вначале было противостояние против обязательного школьного образования из-за боязни того, что, во-первых, народная школа будет слишком дорогой и, во-вторых, некому будет работать.

Русские школы в Гельсингфорсе

Русские школы на Карельском перешейке 1917–1939 гг

После революции, когда связи с Россией и, в особенности, с Петербургом прекратились, Карельский перешеек стал убежищем для возрастающего количества русских эмигрантов. Выборг с его окрестностями дал возможность многим русским продолжить свою жизнь в сельской местности, занимаясь земледелием. По-разному складывалась жизнь русских среди этого финского населения. Для многих пребывание здесь было прощальным этапом перед окончательным расставанием с этими краями. Тяжелые финансовые условия, недостаток питания, болезни, главным образом туберкулез, официальная политика относительно традиционного православного календаря повлияли на жизнь беженцев в Финляндии. Те, кто только мог, продолжали свой путь дальше в Европу и Америку.

Тем не менее, количество русских после революции возросло, и возникла потребность в русских школах для русских детей. В 1921 г. на Карельском перешейке было 15 русских школ, среди которых самой крупной был Выборгский лицей. Перечисленные ниже русские школы находились на Карельском перешейке (в скобках дано число учеников):

  • Выборгский лицей (231)
  • Терийокская реальная школа, ныне Зеленогорск (168)
  • Гимназия Перкъярви в пос. Ликола, ныне Кирпичное и Кирилловское (115)
  • Келломяки, ныне Комарово (81)
  • Реальная школа пос. Райвола, ныне Рощино (62)
  • Начальная школа пос. Райвола (61)
  • Куоккала, ныне Репино (60)
  • Терийокская начальная школа (44)
  • Оллила, ныне Солнечное (30)
  • Школа в г. Лаппеенранта (24)
  • Халила, ныне Сосновый Бор (22)
  • Уусикиркко (16)
  • Хамина (13)
  • Вихола (8)
  • Мустамяки, ныне Яковлево (8)

Русские школы в Финляндии получали помощь от отделения комитета. Самую крупную поддержку получила Гимназия пос. Ликола в р. Перкъярви – 15 017,50 марок и Выборгский лицей – 10 271,50 марок.

Русские школы в Гельсингфорсе

Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на исключительно сложные времена, власти самостоятельной Финляндии дали русским школам возможность существовать. С другой стороны, выпускники этих школ не имели права продолжать учебу в университетах и высших учебных заведениях, что в конечном итоге и привело к постепенному закрытию русских школ в Финляндии.