Финское кино – это всегда особый, ни с чем не сравнимый вид кинематографа. Финские режиссеры культивируют индивидуальный, национальный взгляд на мир, игнорируя, во многом, мировые тенденции, обеспечивающие успех.
Братья Каурисмяки – новый статус финского кино
Словосочетание «финское кино» неотъемлемо от имен братьев Каурисмяки. Они появились в начале 80-х как пионеры нового кино. Первые совместные работы Мика и Аки Каурисмяки положили начало новому направлению и характеризуются критиками как свежее дыхание ветра.
Братья Каурисмяки отказались от распространенных форм кинопроизводства. В качестве отправной точки Мика Каурисмяки использовал криминальный рассказ. Его младший брат – тонкий знаток кинематографической традиции, стилистически последовательный режиссер в свои картины нередко вводит грубый, черный юмор, представляет зрителю героев отчужденных, сочетает критику общепринятых ценностей с моральным пафосом.
Братья экранизируют Достоевского, Шекспира. В поздних своих работах обращаются к жизни финского рабочего класса. Во многом именно благодаря братьям Каурисмяки финское кино приобрело совершенно новый статус. Финские фильмы демонстрировались на международных фестивалях, различных показах, ретроспективах.
Главное – несмотря на то, что их кино весьма специфично, как и аудитория, успех постоянно сопутствовал братьям Каурисмяки, даже в условиях порой ограниченного бюджета. Аки Каурисмяки стал культовым режиссером во многих европейских странах и в США.
В 1990-х годах финский кинематограф разделился на популярный и авторский, финское кинопроизводство выдавало по 10-12 премьер в год. Недостатка в новых режиссерах не было. Среди добившихся популярности можно назвать Вейкко Аалтонена и Маркку Пеленена.
Значительным в этот период стал вклад женщин-режиссеров в развитие национального кинематографа, особенно в документалистике. Одной из лучших мастериц жанра общепризнанно считается Пирье Хонкасало. Ее фильмы часто рассказывают о людях из разных стран, поднимают проблемные вопросы – как, например, в «Трех комнатах меланхолии» — о детях-сиротах в России.
Современная кинематография
На рубеже тысячелетия финское кино переживает процесс возрождения, увеличивается количество выпускаемых ежегодно картин, появляются оригинальные решения в выборе тем и стилей. Новое поколение талантливых режиссеров «правит балом». Яркий представитель нового поколения финской режиссуры – Доми Карукоски.
Для русского зрителя прекрасная возможность познакомиться поближе с таким интересным и уникальным в своем роде явлением как финский кинематограф – «Неделя кино Финляндии», которая ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Проект курируется, в том числе, Генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге, и петербургской Федерацией Кинопрессы.
Главный критерий выбора фильмов для показов организаторами – международное признание, награды и премии. Безусловно, отбор осуществляется серьезный, но всегда остается вероятность, что фильм останется непонятым.
Темп рассказа и манера финских режиссеров не всегда понятная российском узрителю. К тому же, многие финские картины, глубоко национальные, отсылают зрителя к финской литературе, искусству. Человеку, не знакомому с ними, сложнее оценить в полной мере суть и глубину фильма.
Это скорее говорит о различие менталитетов, чем о плохом или хорошем кино. Если мы, русские, в разговоре легко переходим к отрицанию или приятию, то финны склонны поразмышлять, всмотреться. Так и в кино – они не стремятся сразу рассказать историю, которая нравится. Кинематография с их точки зрения – это искусство наблюдения за жизнью.
В прошлом году из восьми предложенных к просмотру картин Недели финского кино можно отметить фильм «Лапландская Одиссея» — фильм показывает то, над чем финны потешаются, «Принцесса» — то, чем финны дорожат, и «Нахалы» — то, что финны не любят.
Многие финские фильмы – грустные. Финские кинематографисты очень сентиментальны в искусстве. Также и финский зритель приходит порой в кинотеатр, чтобы посмотреть драму и испытать меланхолию. Если же говорить о финских комедиях, то они весьма популярны, их главное отличие – финны шутят с каменным выражением лица и при этом говорят действительно смешные вещи.
Сильно повлияла на финскую культуру и кинематографию советско-финская война. Фильмы о войне – это классика жанра, они продолжают сниматься и пользоваться спросом и по сей день. Самый известный финский фильм о войне «Неизвестный солдат» снят по роману писателя Вяйне Линна.
ТОП 5 финских лент, которые обязательно стоит увидеть российскому зрителю:
- «Мужчина без прошлого»
- «Неприкаянные»
- «Братки»
- «Король лесосплава»
- «Дорога на Рукаярви»
Лапландская Одиссея
Летом в Финляндии одним из самых популярных мероприятий считается кинофестиваль «Полуночное солнце» (Midnight Sun Film Festival), который проводится в Sodankula – это место находится на севере Финляндии и носит неофициальный титул «звездного района» Лапландии. Тысячи любителей кино собираются здесь раз в году на большом кинематографическом празднике. Участники фестиваля – «бывалые» режиссеры и новички – из разных стран мира.
Особенность фестиваля, которой он обязан своим названием, — здесь солнце никогда не заходит за линию горизонта. Получается бесконечный дневной кинопоказ. Фильмы демонстрируются круглые сутки и гости фестиваля быстро теряют счет времени.
Рекомендация от журала Terve:
фильм «Один билет до Момбасы» режиссера Ханну Туомайнена (2002г.).
Фильм является аналогом «Достучаться до небес» Томаса Яна. Но более тонким, сентиментальным, прочувствованным. Здесь и проявляется в полной мере та самая «фишка» финского кино. Два героя картины – молодые ребята — узнают о своем страшном диагнозе: рак. Сбежав из больницы, они устремляются каждый к своей мечте, стремясь есть жизнь большими ложками – именно так как люди, которые начинают ценить каждое прожитое мгновенье.
Финал картины – печальный и одновременно красивый. Стоит посмотреть его, чтобы восхититься качеством постановки и полюбить жизнь.