Вивьен Ли и Лоуренс Оливье. Страсть и трагедия, унесенные временем
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье познакомились в 1935 году. На лондонских театральных подмостках тогда с триумфом шел спектакль «Ромео и Джульетта» с Лоуренсом в главной роли. Поклонницы рыдали от восторга и заваливали его признаниями в любви. Он славился своей подачей шекспировских образов на сцене — ему удавалось вдохнуть в них такое количество жизни, искренности и подлинной страсти, что равнодушным к его игре остаться было невозможно…
Не осталась и Вивьен Ли. К тому времени она переживала взлет собственной театральной карьеры. Чтобы познакомиться с Оливье лично, Вивьен пробралась к нему в гримерку и пригласила на спектакль «Маска добродетели», в котором играла главную роль. Увидев актрису на сцене, звезда и сердцеед мгновенно потерял голову.
Их роман, который по праву носит звание романа века, начался на съемочной площадке фильма «Пламя над Англией». Надо сказать, что у обоих имелись обязательства и «отягчающие обстоятельства» — жены, мужья, дети. Но все это не смогло стать преградой для страсти двух великих актеров.
Через пять лет, вопреки воле родных, пройдя через скандалы и всеобщее осуждение, с трудом добившись развода от своих законных половинок, Вивьен и Лоуренс поженились.
Незадолго до этого Вивьен стала Скарлетт. Фильм вышел на экраны… и актриса проснулась знаменитой. Именно такая героиня как Скарлетт — сильная, решительная, находчивая — стала идеалом, который был необходим стране в период Великой Депрессии.
Зрители обожали ее. А Лоуренс — отчаянно завидовал и ревновал ее к ее славе, признанию и успеху. Когда Вивьен получила за «Унесенных ветром» «Оскар», он устроил дома безобразный скандал и запустил статуэтку в окно…
Вскоре Ли и Оливье оказываются на съемочной площадке фильма «Леди Гамильтон», где супругам предстояло сыграть практически свою собственную историю любви, воплотив адмирала Нельсона и жену посла Эмму Гамильтон, которых связали запретные чувства. Вивьен, проникнувшись трагедией своей героини, воплощает образ с такой силой и страстью, что начисто затмевает Лоуренса, который, разумеется, не может ей этого простить.
Их брак начинает рушиться на глазах. Два выкидыша у Вивьен и вердикт врачей — детей она иметь не сможет. Молодые актрисы, которыми снова и снова увлекается Оливье. Постоянные ссоры и скандалы. И, в конце концов — диагноз «туберкулез», который ставят Вивьен. Препараты, которые прописывали актрисе врачи, обладали сильным побочным действием и надламывали и без того хрупкую психику Вивьен. Она попадает в психиатрическую клинику с приступом маниакальной депрессии. Лоуренс же, вымотанный личными неурядицами, подает на развод и, дабы подсластить пилюлю, преподносит убитой горем и изнуренной болезнью супруге шикарный автомобиль…
До самой своей смерти она любила его. Его фотография стояла на ее туалетном столике — и, вопреки всему, Вивьен надеялась, что Лоуренс одумается и вернется к ней. Она умерла в 1967 году в возрасте 53 лет. Он пережил ее на двадцать с лишним лет и скончался в почтенном возрасте 82 лет на руках у своей третьей супруги и детей. И все же, как рассказывали его друзья, фильмы с ее участием он пересматривал едва ли каждый день, вплоть до своей кончины.
Мария Складовская и Пьер Кюри. Открытие идеальной любви
Любовь нашла Марию Складовскую в Париже, где она оказалась студенткой факультета естествознания. Здесь она снимала дешевую комнату, плохо питалась и даже несколько раз падала в голодный обморок, но была при этом счастлива – она наслаждалась учебой, занималась с утра до вечера и читала тысячи книг. Молодые люди ухаживали за Марией, но она никому не отвечала взаимностью — любовь к науке пересиливала в ней все. Так продолжалось до тех пор, пока она не встретила Пьера Кюри, молодого и талантливого ученого. «Я была потрясена выражением его светлых глаз и ощущением какой-то неприкаянности, исходившим от его высокой фигуры. Его простота, его серьезная и одновременно юношеская улыбка вызывали доверие. Между нами сразу же завязался разговор, очень скоро ставший дружеским; мы говорили о кое-каких научных вопросах…» — вспоминает Мария.
Вскоре выяснилось, что молодые люди подходят друг к другу как половинки одного целого. Кюри, до этого считавший женщин глупыми кокетливыми созданиями, увидел, что женщина может быть подругой, помощницей и немедля сделал предложение Склодовской.
Молодожены поселились в маленькой квартирке и были полностью счастливы. Они занимались наукой, совершенно не замечая, где они живут или что они едят…
В 1897 году появилась на свет их дочь Ирэн. Рождение дочери совершенно не изменило уклад жизни супругов — им как раз предоставили лабораторию для исследований, и они проводили в ней все время. В 1904 году у Кюри появилась еще одна дочь — Ева. Обе дочки вспоминали свое детство как самое светлое и чудесное время в их жизни.
Остается только удивляться, как удалось их родителям совместить воспитание дочерей и свои открытия, сделавшие переворот в науке и заслужившие Нобелевскую премию. Может быть, все дело было в любви, которую испытывали друг к другу Пьер и Мария. «Все сложилось так и даже лучше, чем я мечтала в начале нашего союза. Во мне все время нарастало восхищение его исключительными достоинствами, такими редкими, такими возвышенными, что он казался мне существом единственным в своем роде, чуждым всякой суетности, всякой мелочности», — так говорила Мария о супруге.
Но эта идиллия рухнула в 1906 году, когда Пьер погиб под колесами грузовой фуры… После его смерти Мария начала вести дневник: «Пьер, мой Пьер, ты лежишь там, как будто раненый с забинтованной головой, забывшийся сном. Лицо твое кротко, ясно, но, погрузившись в сон, ты уже не можешь пробудиться. Те губы, которые я называла вкусными, стали бескровны, бледны. Твоих волос не видно, они начинаются там, где рана, а справа, ниже лба, виден осколок кости. О! Как тебе было больно, сколько лилось из тебя крови, твоя одежда вся залита кровью. Какой страшный удар обрушился на твою бедную голову, которую я гладила так часто, держа в своих руках. Я целовала твои глаза, а ты закрывал веки, чтобы я могла их целовать, и привычным движением поворачивал ко мне голову…».
Этот дневник был наполнен отчаянием, но только в нем Мария позволяла себе предаться разрывавшему ее горю. Внешне она казалась несгибаемой — спустя полгода после гибели мужа она стала первой женщиной-профессором в Сорбонне. Она продолжала свои исследования, получила еще одну Нобелевскую премию… Умерла Мария Склодовская-Кюри 4 июля 1934 года от лейкемии — работа с радиоактивными веществами подорвала ее здоровье. Ее похоронили рядом с мужем…
Моника Белуччи и Венсан Кассель. Итальянские страсти с французским вкусом
«Между нами не пробежало никакой искры. И любви с первого взгляда тоже не было, — рассказывает Моника о первой встрече с будущим мужем в 1996 году на съемках фильма «Квартира» в Париже». Сам же Венсан до последнего спорил с продюсерами, протестуя против иностранки в кастинге: «Французские актрисы перевелись, я так понимаю?».
Кинематограф — великий сводник. Даже простой поцелуй перед кинокамерой волшебным образом превращает партнеров в любовников. В этом смысле у Моники и Венсана было преимущество: оба были одиночками. А взаимная неприязнь улетучивалась по мере того, как их экранные герои погружались в пучину любви и страсти.
Еще до того как заработали кинокамеры, Моника распустила длинные иссиня-черные волосы и с кошачьей грацией передвигалась по съемочной площадке в кружевном белье. Она прекрасно знала, о чем в данный момент думают все присутствующие мужчины, включая Венсана.
Венсан описывал потом свои ощущения так: «Я словно погрузился в теплую воду, из которой не хотелось вылезать. И вспомнил притчи о средневековых ведьмах, которые очаровывали мужчин одним взглядом, одним движением бедра. И мужчина погибал! Навсегда! Тогда я тоже понял, что пропал».
Моника предложила «пропавшему» возлюбленному гостевой брак. Любимец артхаусных режиссеров и киноманов, отпрыск парижской богемной семьи был явно озадачен: итальянская провинциалка, пусть и божественно красивая, вовсе не горит желанием строить с ним серьезные отношения. Она продолжала жить в Риме, иногда — в Лондоне, где у нее была квартира, а он — в Париже. Чтобы чаще видеться с любимой, Венсан активно продвигал Белуччи на французский кинорынок. А заполучить долгожданную руку и сердце ему удалось ценой собственного здоровья — Венсан попал в автокатастрофу. «В какой-то момент я решила, что быть вдовой логичнее, чем бывшей любовницей», — заявила Белуччи.
Однако, после свадьбы жених с невестой привычно разъехались по домам: Моника улетела в Рим, Венсан остался в Париже. «Я никогда не была одержима брачными узами, — прокомментировала Белуччи. — Идея большого дома, куда все возвращаются вечером и ужинают перед телевизором меня не прельщает. Если мы с Венсаном начинаем скучать друг по другу, достаточно просто купить билет на самолет».
Так дьявольски красивая итальянка заставила взрывного, колючего и непредсказуемого француза жить по своим правилам.
Он безумно ревновал ее. К Джорджу Клуни, Жерару Депардье, Брюсу Уиллису – всем мужчинам-знаменитостям, с которыми Монику сталкивала профессия. Она и сама подогревала страсти, заявляя в прессе, что против моногамии. В качестве мести Венсан закрутил пару громких романов с известными актрисами. «Мужчина может изменить просто для разнообразия. Но меня не волнуют другие женщины в жизни Венсана», — прокомментировала Белуччи.
Супруги были на грани развода. И не раз. Многим казалось, что скандальный фильм «Необратимость», в котором они снялись вместе, сыграет с супругами ту же злую шутку, что лента «С широко закрытыми глазами» с Николь Кидман и Томом Крузом. Но Моника и Венсан лишь смеялись над глупостями репортеров. И вскоре объявили, что ожидают первенца.
Рождение малышки в 2004 году постепенно изменило и Монику, и характер ее отношений с мужем. С удивлением и нескрываемой радостью Венсан услышал от супруги: «Чего я хотела бы сейчас, так это перебраться с тобой и дочкой куда-нибудь на юг, к морю и родить еще одного ребенка». «Еще несколько лет назад на вопрос, что бы я сделал за пять минут до конца света, я бы ответил: прыгнул с парашютом. Сейчас я предпочел бы заняться любовью со своей женой» — говорит счастливый отец и муж.
Николай Рыбников и Алла Ларионова. Любовь, терпение, всепрощение…
Эта пара навсегда останется в истории не только благодаря громким киноролям. Пера Шекспира достойна история их любви, где было все: ревность, интриги, взаимное прощение и, конечно, страсть.
Познакомились будущие супруги во ВГИКе. Алла – первая красавица курса – совершенно не обращала на Николая внимания, встречаясь с другими парнями. Все знали, как он мучается, переживая свою боль, однажды на весь институт прогремело: Рыбников пытался покончить с собой – его чуть ли не вынули из петли…
После окончания института дипломированные кинематографисты разлетелись по стране. Рыбников был распределен на Одесскую киностудию. Алла снималась в других городах. Но где бы она ни была, всюду ее находили телеграммы от Николая: «Люблю. Целую. Пью за твое здоровье».
Эпизод к фильму «Анна на шее», где Ларионова и Михаил Жаров катаются на лодке, снимали в Подмосковье. Уже наступили холода, и актеры время от времени грелись на берегу, набросив на себя теплые вещи. Вдруг Жаров заметил на другой стороне реки мужчину в легком светлом плаще и указал на него Алле. «Господи, это же Коля!» – воскликнула она. Это действительно был Рыбников. Он приехал откуда-то издалека, чтобы даже не повидаться с Аллой, а только взглянуть на нее.
Вскоре Николай Рыбников стал любимым актером миллионов кинозрителей, поскольку на экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице»: женщины просто сходили с ума по сталевару Саше Савченко. Он же хранил верность той, к которой, говоря словами Константина Симонова, «пожизненно себя приговорил».
В 1956 году Рыбников снимался в фильме «Высота». А в Минске Алла Ларионова переживала очередную личную трагедию: знаменитый ловелас Иван Переверзев, от которого актриса была беременна, оказался женат. Более того, жена его только что родила ребенка. Таким вероломством Ларионова была сражена. Возникла мысль о самоубийстве, но на самом краю пропасти ее остановил будущий ребенок. Помогли и друзья – послали телеграмму Рыбникову с просьбой приехать. И он бросился в Минск. Здесь Рыбников сделал Ларионовой предложение руки и сердце, которое она приняла.
И все же Алла мучительно долго отходила от удара, нанесенного ей Переверзевым, не могла изгнать обиду из сердца. Николаю тяжело было это наблюдать. Но он терпел. Главное, они были вместе. А вскоре (в феврале 1957 года) у них родилась дочь Алена, которая навсегда скрепила этот союз, но спустя три года Ларионова снова ждала ребенка. Подруги хватались за голову: «Не время рожать! Пока ты на волне успеха, нужно сниматься, а так ты засядешь дома, потеряешь форму, слетишь с орбиты!». «Коля хочет ребенка», – был ответ.
В последние годы жизни Николай Рыбников много времени проводил на даче, любил готовить. Летом 1990 года он законсервировал помидоры по своему фирменному рецепту. Открыть их предполагалось осенью – на 60-летний юбилей актера. Однако он не дожил до него полтора месяца — помидоры открыли на поминках. Алла Ларионова пережила своего мужа на десять лет. Но тоже, как и супруг, ушла из жизни во сне. Говорят, такая легкая смерть посылается только очень хорошим людям.