История русских святынь в Финляндии: храмы, иконы
К русским святыням Финляндии

К русским святыням Финляндии

История Валаамского монастыря насчитывает несколько веков. Ученые расходятся во мнениях по поводу даты его основания, одни считают, что монастырь был основан в Х-ХI вв., другие – в ХII-ХIV вв. Связано это с тем, что в те далекие времена монастыри не раз подвергались нашествиям, разорялись и вновь восстанавливались. Мирная жизнь пришла на Ладогу лишь после строительства новой Северной столицы – Санкт-Петербурга. Наибольшей известности Валаам достиг в ХIХ веке.

Это было время не только внешнего процветания, но и высокой внутренней монашеской жизни. Нескончаемым потоком прибывали в монастырь паломники: члены императорской фамилии и состоятельные люди с пожертвованиями и дарами, а бедный люд, наоборот, за подаянием и помощью.

К русским святыням Финляндии

Главный храм монастыря по Валаамской традиции назван Спасо-Преображенским собором.

Накануне революции Валаам считался одним из главных монастырей России, там проживало около 300 монахов, 500 послушников и несколько сот рабочих-карел. Поскольку Валаам относился к Выборгской губернии, то после получения независимости Финляндией в 1918 году он отошел от России. Для Финляндии Валаамский архипелаг в первую очередь стал пограничным форпостом, соответственно, там были проведены фортификационные работы и разместился военный гарнизон. Но монастырское служение продолжалось. Это были очень сложные годы для насельников монастыря, связь с Россией прервалась, и поток паломников практически полностью прекратился.

Однако вскоре православие в Финляндии получило статус государственной религии, и это в какой-то мере упрочило положение Валаама, жизнь обители потихоньку стала налаживаться. Но в 1940 году в результате Зимней войны территория острова отошла к СССР, и монастырь был вынужден эвакуироваться. Благодаря тому, что в ту зиму стояли сильные морозы, обычно не замерзающее Ладожское озеро покрылось крепким слоем льда, и монахам удалось спасти и при помощи военных вывезти на грузовиках большую часть бесценных икон, утвари, имущества, старинную библиотеку, насчитывающую 29 000 томов, а также одну из главных святынь – раку преподобных Сергия и Германа, основателей монастыря.

паникадило (храмовая люстра) весом 850 кг

Это паникадило (храмовая люстра) весом 850 кг., подарок Императора Александра II.

Для обустройства новой обители на территории Финляндии 24 июля 1940 года монахи приобрели усадьбу Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси. Так началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. Решение о покупке именно этой усадьбы было принято, в том числе, и потому, что при ее осмотре в одной из комнат неожиданно была обнаружена небольшая икона преподобных Сергия и Германа Валаамских.

К тому времени число братии заметно поубавилось, монахи старились, а новых насельников в русский монастырь, естественно, не прибывало. Оторванные от родины, в стране, языка которой они не знали, многие, особенно пожилые монахи очень скорбели о своей старой обители. Видимо поэтому большинство могилок на монастырском кладбище датируется послевоенными годами. Последний русский монах умер в 1984 году в возрасте 110 лет.

Основу коллекции монастырского музея составляют уникальные предметы, эвакуированные братией со старого Валаама.

икона преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Тем не менее, монастырь по-прежнему живет, только теперь в нем живут финские православные монахи, правда, их всего 11 человек. И даже при столь малом количестве братии Новый Валаам по праву считается центром православия в Финляндии. Здесь функционирует светская православная Академия, читаются лекции, существует школа иконописи, ведется издательская и реставрационная деятельность. Ежегодно монастырь посещает около 160 тысяч человек. Как рассказывают экскурсоводы, бывают случаи, когда побывав в обители, паломники обращаются в православную веру.

Поэтому монахи считают, что хотя большинство приезжающих обычные туристы, оказание гостеприимства таким посетителям тоже является своего рода миссионерской деятельностью. Для приема многочисленных гостей предусмотрены скромные, но безупречно чистые гостиницы, кафе, где вкусно и сытно накормят, а также лавка сувениров, где любой желающий может приобрести себе на память монастырское вино, чай и прочие мелочи. Естественно, что все это большое хозяйство обслуживают не монахи, а местное население, работающее в монастыре по найму.

В здании Культурного центра монастыря расположена библиотека. В ее хранилищах 20 тыс. томов, спасенных со Старого Валаама, и 30 тыс. томов новых изданий.

Здесь все по-фински добротно и ухожено. И хотя уже много лет богослужения так же идут на финском языке, главный храм Нового Валаама построен в новгородском стиле. Его спроектировал финский архитектор русского происхождения Иван Кудрявцев. Именно там находятся главные святыни монастыря: чудотворная икона Валаамской Божией Матери и чудотворная икона Коневецкой Божией Матери.

Коневецкой Божией Матери

На самом деле невозможно описать и перечислить все количество русских святынь, находящихся в монастыре. Бережно сохраняемые, они напоминают нам не только о древней обители на Ладоге, но и о былом величии погибшей империи.